Кино недели: «Коко до Шанель»
Время публикации: 8 Октября 2009
Коко до Шанель / Coco avant Chanel
★★★☆☆
Режиссер: Анн Фонтен (Anne Fontaine)
В ролях: Одри Тоту (Audrey Tautou), Бенуа Пельворде (Benoit Poelvoorde), Алессандро Нивола (Alessandro Nivola), Мари Жиллен (Marie Gillain)
Провинциальная бука Габриэль Шанель (Тоту) выросла в приюте, пошла в портнихи, пела в местном кабаке песню про собачку Коко, легла под пьющего и, в общем, безвредного миллионера (Пельворд), чтобы получить ангажемент в кабаке поприличнее, не получила, въехала в его фамильный замок, с хмурым лицом пела про Коко его богатым гостям и с куда большим энтузиазмом шила другой его любовнице (Жиллен) шляпы. Глумилась над корсетами, носила штаны, влюбилась в обходительного англичанина (Нивола), станцевала с ним в маленьком черном платье, увидела Париж. Ну и так далее.
Фильмы из серии “Жизнь замечательных людей” – жанр, каких-либо открытий не предполагающий по определению, и дело тут даже не в доступности и затертости биографий. Любой байопик – это всегда немножко справка из энциклопедии, и выйти за рамки иллюстрированного резюме (родился, женился, кого-нибудь похоронил, имел неприятности с наркотиками и законом, сочинил шедевр и т. д.) удается единицам. Любой байопик – это еще и отдельная проверка на вшивость для играющего титульную роль артиста: посредственные биографические фильмы, награжденные при этом одним из главных актерских “Оскаров”, – далеко не редкость.
“Коко до Шанель” от собратьев по жанру отличается разве что экономией на гримерах: как следует из названия, режиссер и соавтор сценария Анн Фонтен (“Девушка из Монако”, “Натали”) рассказывает о взрослении девочки Коко, портрет успешной кутюрье предлагая лишь на флэш-форварде и уже перед финальными титрами. Женщина-режиссер, снимающая фильм об иконе феминизма, – стоит ли удивляться, что вся его проблематика сводится к мужчинам в жизни молодой Коко: тут и сдавший ее в приют отец, и влиятельный любовник (он же - father figure), и главная ее любовь (тут все обязано закончиться по закону жанра – любого жанра – трагедией).
Немудрено и то, что смотрится это все как заурядная телевизионная постановка, а звучит – как необязательное высказывание на тему “времена и нравы”. И все бы ничего, но и Тоту – саркастичная, неулыбчивая и, как обычно, прехорошенькая – общую унылую картину, украшая, не спасает. Терпение и труд – добродетели, безусловно, бесценные, но чтобы убедительно воспеть их на большом экране, необходимо что-то такое, чего Тоту не хватает. Пожалуй, та же фантазия, применяя которую, вошла в историю Шанель.
“Коко до Шанель” сделан в таком неспешном ритме и завершается на такой ни к чему не обязывающей ноте, что к нему запросто можно пририсовать еще десяток сиквелов. Вряд ли, правда, придется: именно в последние годы посвященные Шанель проекты посыпались, как из рога изобилия. Что ж, возможно, хоть кому-то удастся пойти дальше Фонтен, доказывающей, в основном, два и без того не самых спорных тезиса. Что француженки умеют одеваться – и что Одри Тоту идут мальчишечьи наряды.
★★★☆☆
Режиссер: Анн Фонтен (Anne Fontaine)
В ролях: Одри Тоту (Audrey Tautou), Бенуа Пельворде (Benoit Poelvoorde), Алессандро Нивола (Alessandro Nivola), Мари Жиллен (Marie Gillain)
Провинциальная бука Габриэль Шанель (Тоту) выросла в приюте, пошла в портнихи, пела в местном кабаке песню про собачку Коко, легла под пьющего и, в общем, безвредного миллионера (Пельворд), чтобы получить ангажемент в кабаке поприличнее, не получила, въехала в его фамильный замок, с хмурым лицом пела про Коко его богатым гостям и с куда большим энтузиазмом шила другой его любовнице (Жиллен) шляпы. Глумилась над корсетами, носила штаны, влюбилась в обходительного англичанина (Нивола), станцевала с ним в маленьком черном платье, увидела Париж. Ну и так далее.
Фильмы из серии “Жизнь замечательных людей” – жанр, каких-либо открытий не предполагающий по определению, и дело тут даже не в доступности и затертости биографий. Любой байопик – это всегда немножко справка из энциклопедии, и выйти за рамки иллюстрированного резюме (родился, женился, кого-нибудь похоронил, имел неприятности с наркотиками и законом, сочинил шедевр и т. д.) удается единицам. Любой байопик – это еще и отдельная проверка на вшивость для играющего титульную роль артиста: посредственные биографические фильмы, награжденные при этом одним из главных актерских “Оскаров”, – далеко не редкость.
“Коко до Шанель” от собратьев по жанру отличается разве что экономией на гримерах: как следует из названия, режиссер и соавтор сценария Анн Фонтен (“Девушка из Монако”, “Натали”) рассказывает о взрослении девочки Коко, портрет успешной кутюрье предлагая лишь на флэш-форварде и уже перед финальными титрами. Женщина-режиссер, снимающая фильм об иконе феминизма, – стоит ли удивляться, что вся его проблематика сводится к мужчинам в жизни молодой Коко: тут и сдавший ее в приют отец, и влиятельный любовник (он же - father figure), и главная ее любовь (тут все обязано закончиться по закону жанра – любого жанра – трагедией).
Немудрено и то, что смотрится это все как заурядная телевизионная постановка, а звучит – как необязательное высказывание на тему “времена и нравы”. И все бы ничего, но и Тоту – саркастичная, неулыбчивая и, как обычно, прехорошенькая – общую унылую картину, украшая, не спасает. Терпение и труд – добродетели, безусловно, бесценные, но чтобы убедительно воспеть их на большом экране, необходимо что-то такое, чего Тоту не хватает. Пожалуй, та же фантазия, применяя которую, вошла в историю Шанель.
“Коко до Шанель” сделан в таком неспешном ритме и завершается на такой ни к чему не обязывающей ноте, что к нему запросто можно пририсовать еще десяток сиквелов. Вряд ли, правда, придется: именно в последние годы посвященные Шанель проекты посыпались, как из рога изобилия. Что ж, возможно, хоть кому-то удастся пойти дальше Фонтен, доказывающей, в основном, два и без того не самых спорных тезиса. Что француженки умеют одеваться – и что Одри Тоту идут мальчишечьи наряды.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.