Кино недели: «Стиляги»
Мюзикл
Россия, 2008
Режиссер: Валерий Тодоровский
В ролях: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Максим Матвеев, Игорь Войнаровский, Екатерина Вилкова, Сергей Гармаш, Олег Янковский, Леонид Ярмольник, Ирина Розанова, Алексей Горбунов, Евгения Брик, Ольга Смирнова, Яна Буйко
120 мин.
Образцовый студент Мэлс (Антон Шагин) - участник комсомольского патруля, который то и дело разгоняет сборища расфуфыренных танцоров, именующих себя "стилягами". Представители первой советской субкультуры яростно противопоставляют себя серой массе - то есть "жлобам", для чего идут на бескомпромиссное перевоплощение: они вызывающе наряжаются, играют выбранные роли "бобов" и "бетси", слушают запрещенную западную музыку и устраивают импровизированные бродвейские вечера с кабаре, оркестрами, танцами и прочими атрибутами буржуйского образа жизни. В результате очередной облавы Мэлс встречает Пользу (Оксана Акиньшина), которой в клане стиляг отведена роль форменной femme fatale - повадки юной поклонницы всего западного напоминают все расхожие стереотипы о роковых блондинках. Идеологические принципы Мэлса кардинально меняются - он покупает у барыг саксофон и разноцветные наряды, берет уроки танцев и тайком изучает "Камасутру". Прежние товарищи отрекаются от него и называют врагом, новые - увлекают в водоворот головокружительных страстей, которые на общем фоне социалистического аскетизма и тотального контроля напоминают пир во время чумы.
В первом российском музыкальном кино операторская работа, свет и постановка номеров отошли на второй план из-за выбора темы - несмотря на то, что драматического действа как такового в картине нет, обыгранный контраст мировосприятия представителей первой советской субкультуры и тоталитарного общества породил массу вопросов, отсылающих к реалиям той поры. Пожалуй, лучше бы фильм шел без конкретных дат - зачем-то обозначенный 1955-й год окончательно уводит от метафоричной условности, которая могла бы стать самым лучшим объяснением исторической недостоверности и набивших оскомину штампов, присущих жанру антиутопии.
Поверхностное противопоставление "свободных" стиляг и оков тоталитаризма - не главное в этом фильме, за что создателям, пожалуй, стоит сказать "спасибо". Картина очень четко и однозначно отсылает нас к вневременному поиску свободы, которую создатели ставят в центр мироздания. Для каждого эта свобода своя - кому-то важно бежать от душераздирающего в своей убогости послевоенного быта на "Бродвей", где стрелки на колготках рисуют черным карандашом, а волосы укладывают клеем, а кто-то скромно носит неброское пальто, на подкладке которого - имя одного из лучших дизайнерских брендов. Но и то, и другое - лишь внешние проявления свободы, которые никак не решают глубоких межличностных проблем - идеальная комсомолка Катя (Евгения Брик) останется несвободной и в серой униформе, и в нарядном платье, которое она примерила ради романтического свидания. Неудача в любви и личные комплексы девушки выплескиваются в приступы классовой ненависти - именно поэтому Катя стала идейным лидером гонителей стиляг.
Ключевым эпизодом фильма становится приезд из США Фреда (Максим Матвеев) - сына дипломата, некогда главного стиляги, который рассказывает Мэлсу, что на реальном Бродвее ТАК никто не одевается - настоящие стиляги предпочитают неброскую роскошь, ведь качество вещи - на ее подкладке, а не снаружи. Эта простая метафора переворачивает мир Мэлса, он отказывается верить в то, что его мечта оказалась бегством в субкультурный рай, который не решает проблем, но лишь помогает обозначить позицию. Столкновение с бытом все расставляет на свои места - ненакрашенная уставшая Польза, которой так шла роль роковой женщины, родила, и теперь истошно кричит на гостей, праздные гуляния которых мешают ей успокоить ребенка - в ней трудно узнать прежнюю роскошную блондинку...
Таким образом, финальный "марш неформалов" на Тверской, объединивший панков-хиппи-готов-эмо и прочих нестандарно мыслящих молодых людей, - это не просто претензия на вневременной характер всего происходящего, но и демонстрация того, что свою песнь свободы будет петь каждое поколение.
Недаром в мюзикле "Стиляги" центральными стали номера под "Восьмикласницу" и "Скованных одной цепью".
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.