Новое кино: "Цель номер один"
Время публикации: 19 Февраля 2013
«Цель номер один» / Zero Dark Thirty
★★★★★
Режиссер: Кэтрин Бигелоу
В ролях: Джессика Честейн, Джейсон Кларк, Дженнифер Эль, Кайл Чендлер, Марк Стронг, Джеймс Гэндолфини
Через два года после 11 сентября в одной из секретных тюрем ЦРУ пытают араба, замеченного в связях с «Аль-Каидой». Руководит процессом некто Дэн (Кларк), а наблюдает за ним – поначалу не без ужаса, потом с интересом – некто Майя (Честейн). Вскоре Дэн – сотрудник американского посольства в Пакистане – спросит босса (Чендлер), не рано ли Майе, такой молодой, при всем этом присутствовать, на что тот заметит: «В Вашингтоне сказали, что она убийца». Смысл как бы переносный, но задача у Майи вполне буквальная – найти и обезвредить террориста номер один Усаму бен Ладена.
Даже взявшись за самую горячую тему, из которой мог получиться хоть сколько-нибудь триллер, Кэтрин Бигелоу («На гребне волны», «Повелитель бури») образцово-показательно верна себе: гораздо больше, чем повестка дня и психологические портреты, режиссера интересуют люди за работой. Здешняя Майя в этом смысле – идеальная и окончательная героиня Бигелоу: друзей у нее нет, жизни вне работы – тем более (самая наглядная деталь – неуклонное падение качества джанкфуда, которым Майя питается в свободное от ругани с начальством время), зато упрямства и трудоспособности хватит на целый этаж Лэнгли.
Несмотря на обилие интереснейших актеров (преимущественно из хороших телесериалов и инди-фильмов), «Цель номер один» остается эволюцией образа Майи на протяжении добрых двух часов – пока дело не доходит, наконец, до собственно убийства бен Ладена. Эволюция при этом очень и очень относительная: демонстрируемое мимолетом сентиментальное фото на десктопе – вот, пожалуй, и все, чего от главной героини не ждешь; остальные ее поступки угадываются примерно с того момента, когда она решает не закрывать лицо, входя в ангар для пыток, – минуты с пятой.
Якобы оправдываемое Бигелоу и сценаристом Болом использование ЦРУ пыток – один из двух моментов, в связи с которым до оскароносных авторов «Повелителя бури» докопались блюстители морали. Второй – предположительно чрезмерный доступ кинематографистов к секретным материалам – в принципе имеет право на существование (уж больно похожа «Цель номер один» на журналистское расследование – и очень уж здорово она при этом исполнена). Но политических комментариев Бигелоу, как обычно, не оставляет: Обама, например, появляется только в телевизоре, чтобы на несколько секунд перебить общение героев, но не изменить его ход.
Составляя гармоничную – и блестящую – пару с «Операцией «Арго», «Цель номер один» резко контрастирует с ней только в последние полчаса: там, где Бен Аффлек подпустил ненаучной фантастики, Бигелоу окончательно уходит в безапелляционный жанр докудрамы, поэтому вместо по-иствудовски развевающегося американского флага тут – вызывающе неуместный победный вопль одного из «морских котиков». Впрочем, ничего откровенно лишнего в лучших фильмах Бигелоу не бывает: на долю тех же «котиков» незадолго до этого выпадет непредвиденно ударная шутка, а эмоциональный градус режиссер вернет на место последней сценой – разумеется, с участием Честейн.
Смотрите другие фотографии:
Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?
Вы часто смотритесь в зеркало:
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.