Новое кино: «Четыре льва»
Время публикации: 28 Января 2011
Четыре льва / Four Lions
★★★☆☆
Режиссер: Крис Моррис (Chris Morris)
В ролях: Риз Ахмед (Riz Ahmed), Кейван Новак (Kayvan Novak), Найджел Линдсей (Nigel Lindsay), Аршер Али (Arsher Ali), Адиль Ахтар (Adeel Akhtar), Крейг Паркинсон (Craig Parkinson)
“Четыре льва” – четверо проживающих в британском Шеффилде мусульман, решающих посвятить остаток жизни планированию громкого теракта и поскорее отправиться к Аллаху посредством джихада. Общение будущих смертников происходит через детский чат, где каждый из них – виртуальный тупик, а профессиональная подготовка – в Пакистане, где Омар (Ахмед), самый умный из четверых, нечаянно подрывает собственный тренировочный лагерь. Его братья по оружию – два тихих идиота (Новак и Ахтар) и один агрессивный (Линдсей), принявший ислам коренной англичанин, предлагающий взорвать мечеть. Когда один из идиотов отправляется (предположительно) к Аллаху, неудачно перепрыгнув через овцу, его заменяет новый рекрут – жизнерадостный рэпер (Али).
В том, что этот фильм выходит в российский прокат именно сейчас, нельзя не усмотреть злющую, зловещую, инфернальную иронию – особенно после того как словарь отечественных медиа пополнило словосочетание “ваххабит Раздобудько”. О чем же свидетельствует то, что два с половиной показа “Четырех львов” в столичных кинотеатрах не сопровождаются возмущенными пикетами, я, признаться, понятия не имею. То есть, очевидно, что Моррис – не Скорсезе и даже не Мел Гибсон, а в джихаде общественность разбирается еще хуже, чем в истории религии, но какую-никакую общественную дискуссию подобные попадания в повестку дня вызывают вроде бы априори.
При всем при этом “Четыре льва” – картина предельно скромных кинематографических и, мягко говоря, небесспорных сатирических достоинств. Видно и слышно, что в первую очередь Моррис – колумнист и автор скетчей, мастер малых форм, на дистанции полнометражного кино безнадежно выдыхающийся. Хотя, возможно, все дело как раз в том, что джихад – не международные отношения (еще одну британскую сатиру “В петле” год назад любили и хвалили так же дружно и взахлеб, как сейчас – режиссерский дебют Морриса), и полтора часа бездумно ржать над шутками на эту тему не позволят ни совесть, ни здравый смысл.
Самый оправданный сегмент “Четырех львов” в этом смысле – нарезка на финальных титрах, объясняющая под музыку Афекса Твина (Aphex Twin), что дураки – не моджахеды, не без приключений, но все-таки добравшиеся до места назначения, а все остальные. Коллеги по работе, не смыслящие в ней ровным счетом ничего. Властные структуры, на фоне действий которых виртуальные тупики – триумф стратегического мышления. И, разумеется, мы, не посмотревшие этот фильм, возмутившись его тематикой, или того хуже – решившие, что он невероятно смешной.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.