Особенности кинопроката: почему опаздывают фильмы?
Время публикации: 19 Апреля 2011
В отечественный прокат поочередно вышли “Мастер и Маргарита” и “Generation П” – экранизации знаменитых романов великих русских писателей, одну из которых в кино ждали в середине 1990-х, а вторую – в середине нулевых. Российский путь, как всегда, особый, и анализировать природу опоздания громких премьер на указанных примерах – занятие довольно безнадежное. Другое дело – выходящий в конце апреля “Тор”, премьера которого изначально планировалась на прошлый год. Тут в расклад вмешались и смена коней (режиссера) на переправе, и решение доснять несколько сцен для уже вроде бы законченного фильма, и расположение созвездий в “марвеловской” вселенной.
Вообще, чтобы попылиться на полке, необязательно быть ни русским кино, ни голливудским блокбастером – целый ряд относительно недавних прецедентов убеждает в том, что не повезти может кому угодно. И по какой угодно причине: от занятости снявшейся в фильме звезды до проблем с деньгами, от последствий памятной забастовки сценаристов до оригинальных гипотез студийных маркетологов. Некоторым не везет катастрофически: в категорию “прямиком на DVD” все регулярнее попадают как картины с актерами из голливудской элиты, так и очень хорошие фильмы – двухлетней давности политическая драма “Ничего кроме правды” с Кейт Бекинсейл (Kate Beckinsale) так и не вышла в прокат, поскольку ее американский дистрибьютор накануне разорился.
Некоторым не везет систематически: та же Бекинсейл снялась в полярном триллере “Белая мгла”, дожидавшемся своего часа два года и четыре месяца, после чего с грохотом провалившемся. Привык к подобным казусам и новоявленный leading man Брэдли Купер (Bradley Cooper) – правда, в его случае все объясняется именно свалившейся на актера после “Мальчишника в Вегасе” славой. Студии, понятия не имевшие, что им делать с мусором вроде комедии “Все о Стиве” или хоррора “Дело №39”, вдруг приободрились и выпустили оба фильма – с 23- и 26-месячным опозданием соответственно (и, опять-таки, плачевными результатами).
Востребованность звезд – одна из самых популярных причин как внезапной студийной активности, так и унылой пассивности. К примеру, набравший себе ролей в блокбастерах Дэниел Крейг (Daniel Craig) попросту не смог найти время, чтобы переснять несколько сцен с собственной герлфренд Рейчел Вайс (Rachel Weisz). Поэтому и только поэтому релиз хоррора “Дом грез” с их участием был перенесен с начала 2011 года на его конец – что, похоже, гарантирует Крейгу увлекательный бокс-офисный поединок с самим собой, но собственно фильму Джима Шеридана (Jim Sheridan) легкой жизни не обещает.
Справедливости ради, задержка релиза отнюдь не подразумевает его неизбежный провал – и даже о проблемах с производством свидетельствует далеко не всегда. Случившаяся на полтора года позже обещанного премьера “Острова проклятых” была обусловлена, во-первых, перфекционизмом живого классика Мартина Скорсезе (Martin Scorsese), а во-вторых, манипуляциями маркетологов Paramount. Взвесив недавний оскаровский триумф Скорсезе и наличие у студии не менее перспективных кандидатов на награды (в 2009 году – “Мне бы в небо” и “Стар Трека”, в 2010-м – “Бойца” и “Железной хватки”), ее боссы приняли спорное решение устроить “Острову проклятых” не осеннюю, а февральскую премьеру. И, в общем, не прогадали: в отсутствие достойных конкурентов фильм стал хитом проката – правда, из честно заработанной полудюжины оскаровских номинаций не получил год спустя ни одной.
Диаметрально противоположный результат ожидал вышедшего практически одновременно с “Островом проклятых” (и припозднившегося на 20 месяцев) “Человека-волка”. Слабенький ремейк классического хоррора еле-еле, с учетом продаж DVD, отбил свой раздутый многочисленными кадровыми перестановками и немыслимый по меркам жанра 150-миллионный бюджет, но не остался без хеппи-энда – на недавней церемонии в кинотеатре “Кодак” фильм наградили “Оскаром” за лучший грим.
Среди залежавшихся на полке хорроров вне конкуренции – “Паранормальное явление”. Первый показ копеечной страшилки на фестивале Screamfest состоялся еще в октябре 2007-го – за два года до ее официальной премьеры, остановившей отсчет времени с момента готовности фильма до его обнародования на отметке в 35 месяцев. Как и в случае с “Островом проклятых”, студия Paramount не ошиблась: не на шутку напугав Стивена Спилберга (Steven Spielberg) и отличившись изобретательным вирусным маркетингом, фильм не забыл похвастаться своим смехотворным 15-тысячным бюджетом – и окупил его приблизительно 12 890 раз.
На каждое “Древо жизни” (грядущий эпик Терренса Малика спешили сватать на каждый крупный кинофестиваль последних трех лет, но ждут с прежним нетерпением) найдутся свои “Фанаты” (комедия по мотивам “Звездных войн” должна была выйти вскоре после “Мести ситхов”, но опоздала на три года и оказалась никому не нужна). На всякую удачу (заокеанский релиз картины “Я люблю тебя, Филлип Моррис” переносили шесть или семь раз, заработав ей не только репутацию проклятой, но и недурное паблисити) сыщется история без счастливого конца: так и не состоявшийся релиз позапрошлогодней комедии “Побег с планеты Земля” вынудил ее режиссера судиться с владеющими правами на фильм братьями Вайнштейн.
Иными словами, не первой свежести дата в графе “Окончание съемок” не говорит, по большому счету, ни о чем – просто, отправляясь в кино на новый фильм, стоит иметь в виду высокую статистическую вероятность того, что новым он будет лишь номинально. Впрочем, к этому российскому зрителю не привыкать – будущим летом в отечественный прокат, наконец, выйдет не новый и даже не предыдущий, а позапрошлый фильм Вуди Аллена (Woody Allen) “Будь что будет”.
Вообще, чтобы попылиться на полке, необязательно быть ни русским кино, ни голливудским блокбастером – целый ряд относительно недавних прецедентов убеждает в том, что не повезти может кому угодно. И по какой угодно причине: от занятости снявшейся в фильме звезды до проблем с деньгами, от последствий памятной забастовки сценаристов до оригинальных гипотез студийных маркетологов. Некоторым не везет катастрофически: в категорию “прямиком на DVD” все регулярнее попадают как картины с актерами из голливудской элиты, так и очень хорошие фильмы – двухлетней давности политическая драма “Ничего кроме правды” с Кейт Бекинсейл (Kate Beckinsale) так и не вышла в прокат, поскольку ее американский дистрибьютор накануне разорился.
Некоторым не везет систематически: та же Бекинсейл снялась в полярном триллере “Белая мгла”, дожидавшемся своего часа два года и четыре месяца, после чего с грохотом провалившемся. Привык к подобным казусам и новоявленный leading man Брэдли Купер (Bradley Cooper) – правда, в его случае все объясняется именно свалившейся на актера после “Мальчишника в Вегасе” славой. Студии, понятия не имевшие, что им делать с мусором вроде комедии “Все о Стиве” или хоррора “Дело №39”, вдруг приободрились и выпустили оба фильма – с 23- и 26-месячным опозданием соответственно (и, опять-таки, плачевными результатами).
Востребованность звезд – одна из самых популярных причин как внезапной студийной активности, так и унылой пассивности. К примеру, набравший себе ролей в блокбастерах Дэниел Крейг (Daniel Craig) попросту не смог найти время, чтобы переснять несколько сцен с собственной герлфренд Рейчел Вайс (Rachel Weisz). Поэтому и только поэтому релиз хоррора “Дом грез” с их участием был перенесен с начала 2011 года на его конец – что, похоже, гарантирует Крейгу увлекательный бокс-офисный поединок с самим собой, но собственно фильму Джима Шеридана (Jim Sheridan) легкой жизни не обещает.
Справедливости ради, задержка релиза отнюдь не подразумевает его неизбежный провал – и даже о проблемах с производством свидетельствует далеко не всегда. Случившаяся на полтора года позже обещанного премьера “Острова проклятых” была обусловлена, во-первых, перфекционизмом живого классика Мартина Скорсезе (Martin Scorsese), а во-вторых, манипуляциями маркетологов Paramount. Взвесив недавний оскаровский триумф Скорсезе и наличие у студии не менее перспективных кандидатов на награды (в 2009 году – “Мне бы в небо” и “Стар Трека”, в 2010-м – “Бойца” и “Железной хватки”), ее боссы приняли спорное решение устроить “Острову проклятых” не осеннюю, а февральскую премьеру. И, в общем, не прогадали: в отсутствие достойных конкурентов фильм стал хитом проката – правда, из честно заработанной полудюжины оскаровских номинаций не получил год спустя ни одной.
Диаметрально противоположный результат ожидал вышедшего практически одновременно с “Островом проклятых” (и припозднившегося на 20 месяцев) “Человека-волка”. Слабенький ремейк классического хоррора еле-еле, с учетом продаж DVD, отбил свой раздутый многочисленными кадровыми перестановками и немыслимый по меркам жанра 150-миллионный бюджет, но не остался без хеппи-энда – на недавней церемонии в кинотеатре “Кодак” фильм наградили “Оскаром” за лучший грим.
Среди залежавшихся на полке хорроров вне конкуренции – “Паранормальное явление”. Первый показ копеечной страшилки на фестивале Screamfest состоялся еще в октябре 2007-го – за два года до ее официальной премьеры, остановившей отсчет времени с момента готовности фильма до его обнародования на отметке в 35 месяцев. Как и в случае с “Островом проклятых”, студия Paramount не ошиблась: не на шутку напугав Стивена Спилберга (Steven Spielberg) и отличившись изобретательным вирусным маркетингом, фильм не забыл похвастаться своим смехотворным 15-тысячным бюджетом – и окупил его приблизительно 12 890 раз.
На каждое “Древо жизни” (грядущий эпик Терренса Малика спешили сватать на каждый крупный кинофестиваль последних трех лет, но ждут с прежним нетерпением) найдутся свои “Фанаты” (комедия по мотивам “Звездных войн” должна была выйти вскоре после “Мести ситхов”, но опоздала на три года и оказалась никому не нужна). На всякую удачу (заокеанский релиз картины “Я люблю тебя, Филлип Моррис” переносили шесть или семь раз, заработав ей не только репутацию проклятой, но и недурное паблисити) сыщется история без счастливого конца: так и не состоявшийся релиз позапрошлогодней комедии “Побег с планеты Земля” вынудил ее режиссера судиться с владеющими правами на фильм братьями Вайнштейн.
Иными словами, не первой свежести дата в графе “Окончание съемок” не говорит, по большому счету, ни о чем – просто, отправляясь в кино на новый фильм, стоит иметь в виду высокую статистическую вероятность того, что новым он будет лишь номинально. Впрочем, к этому российскому зрителю не привыкать – будущим летом в отечественный прокат, наконец, выйдет не новый и даже не предыдущий, а позапрошлый фильм Вуди Аллена (Woody Allen) “Будь что будет”.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.