Новое кино: «Артист»
Время публикации: 9 Февраля 2012
Артист / The Artist
★★★★☆
Режиссер: Мишель Хазанавичус (Michel Hazanavicius)
В ролях: Жан Дюжарден (Jean Dujardin), Беренис Бежо (Bérénice Bejo), Джон Гудман (John Goodman), Джеймс Кромвелл (James Cromwell), Пенелопа Энн Миллер (Penelope Ann Miller)
“Артист” – история славы и падения звезды немого кино Джорджа Валентина (Дюжарден), влюбляющегося в хорошенькую статистку Пеппи Миллер (Бежо), но не успевающего что-либо по этому поводу предпринять. Наступает 1929 год, студийный босс (Гудман) переключается с немого кино на разговорное, режиссерский дебют Джорджа приходится на старт биржевого краха – и тут уж, знаете ли, не до хорошеньких статисток (тем более что Пеппи и сама – восходящая звезда).
Более или менее гарантированный “Артисту” оскаровский триумф будет событием сколь удивительным, столь и законным: при всей его, excusez-moi, антиконвенционной природе (немой! черно-белый! французский!) это фильм без слабых мест. Достаточно при этом оригинальный – и в должной степени уважительный к голливудским первоисточникам, – чтобы обаять не только пять с чем-то тысяч членов американской Киноакадемии, но и примерно всех остальных.
Тут, конечно, необходимо важное уточнение: обаяние “Артиста” не делает его выдающимся кино. Все капитальные темы – гордыня, саморазрушение, самообман, – отчасти роднящие эту трагикомедию с “Бульваром Сансет” или, допустим, “Потерянным уик-эндом”, затрагиваются по касательной и без истерик. Но и в этом смысле – понимания того, что он не Билли Уайлдер, – Хазанавичус большой молодец: в конце концов, до “Артиста” он снимал того же Дюжардена в шпионских комедиях.
Сила “Артиста” – в красоте визуальных и сюжетных виньеток (Джордж напивается до чертиков, Джордж смотрится в магазинную витрину, Пеппи обнимается с костюмом), в выразительном монохроме оператора Шиффмана, в изящных стилизациях композитора Бурса, в беспроигрышном сочетании режиссерской любви к кино и рассказываемой на экране love story. В том, наконец, как здесь используется звук: это происходит дважды, и оба раза – крайне эффектно.
В том, что в России “Артиста” припасли на Валентайн, есть высшая логика: если из этого жизнелюбивого (единственный злодей тут – болтовня) и, чего уж там, мастерски исполненного фильма получится популярное кино для свиданий, мир, возможно, станет чуточку лучше. И хотя на “Оскар”, на мой взгляд, однозначно наиграла только собачка Угги, к грядущим оскаровским победам “Артиста”, Хазанавичуса, Бурса и, может статься, Дюжардена в кои-то веки не должно быть ни вопросов, ни претензий.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.