Между «Оскарами»: что ждет героев Каннского кинофестиваля?
Время публикации: 26 Мая 2011
Как принято говорить в таких случаях, поехали. В конце апреля стало известно, что очередная церемония вручения “Оскаров” состоится 26 февраля 2012 года. Прошел месяц – и “Оскар-2012” стал еще ближе, причем не только количеством листков в отрывном календаре, но и качественным содержанием: на Лазурном Берегу подведены итоги 64-го Каннского кинофестиваля.
Итоги эти, как водится, у каждого свои, но главный из них – тот, что был вынесен во все заголовки воскресных “молний” из Канн – касается в равной степени и отъявленных синефилов, и умеренно интересующихся кинопроцессом, и таких, как я, одержимых оскароведов: “Золотая пальмовая ветвь” досталась “Древу жизни” (The Tree of Life) великого американского режиссера Терренса Малика (Terrence Malick).
Один из самых долгожданных фильмов последних лет был снят еще три года назад, после чего по-маликовски долго и мучительно доводился до ума. “Я видел этот фильм, когда он был четырехчасовым, – признается главная звезда “Древа жизни” Брэд Питт (Brad Pitt). – Видел, когда его сократили сначала до трех с половиной, а потом до двух с половиной часов, когда вернулись к 3,5-часовому хронометражу и, наконец, в его нынешнем виде”. К теперешней и окончательной (в заокеанский прокат фильм выходит уже на этой неделе) 138-минутной редакции “Древа жизни” приложились, помимо самого Малика, пять монтажеров, а каннская реакция на нее была, в общем и целом, противоречивой. Но жюри во главе с Робертом Де Ниро (Robert De Niro) сказало свое слово – фильма лучше и важнее на фестивале не было.
Что этот приз значит для оскаровских перспектив гениального затворника? По правде, ничего особенного: за 60 с чем-то лет совместного существования жюри фестиваля и члены Академии сходились по главному вопросу лишь дважды: и высшую награду Канн, и “Оскар” за лучший фильм года получали в свое время “Потерянный уик-энд” Билли Уайлдера (Billy Wilder) и “Марти” Делберта Манна (Delbert Mann). Из обладателей “Золотой пальмовой ветви” последних 10 лет до кинотеатра “Кодак” добрались три, и лишь один из них – “Пианист” Романа Полански (Roman Polanski) – оставил в оскаровской истории заметный след. А, например, прошлогодний фаворит Круазетт Апитчапон Вирасетакун (Apichatpong Weerasethakul) со своим “Дядюшкой Бунми” не попал даже в шорт-лист лучших, по мнению академиков, неанглоязычных фильмов отчетного периода.
С другой стороны, с точки зрения заслуг перед мировым кинематографом Малик – скорее Полански, чем Апитчапон, поэтому исключать появление “Древа жизни” в самых престижных номинациях – в том числе, “Лучший фильм” и “Лучший режиссер” – пока не стоит. То же самое можно сказать и об актерской работе Питта, и о дебюте юного Хантера МакКрекена (Hunter McCracken) – сначала, правда, дистрибьюторам придется разобраться, какая из их ролей главная, а какая второплановая. Наконец, ранними фаворитами своих категорий выглядят оператор Эммануэль Любецки (Emmanuel Lubezki), пять лет назад преступно обделенный “Оскаром” за “Дитя человеческое”, и создатели спецэффектов – не будем забывать, что, наряду с Брэдом Питтом и Шоном Пенном (Sean Penn), “Древо жизни” украшают динозавры.
Еще одна оскаровская категория, которая без каннских делегатов обойдется едва ли, это, как обычно, “Лучший фильм на иностранном языке”. Верными соискателями как минимум путевок от своих стран уже сейчас выглядят “Кожа, в которой я живу” испанца Педро Альмодовара (Pedro Almodovar), “Парень с велосипедом” бельгийцев Дарденнов, “Однажды в Анатолии” турка Джейлана, “Сноска” израильтянина Седара и, чего уж там, “Елена” россиянина Звягинцева. Чуть менее ясны перспективы явного фаворита каннской критики, взявшего приз FIPRESCI фильма “Гавр” – франкоязычной, сделанной частично на французские и немецкие деньги трагикомедии финна Аки Каурисмяки (Aki Kaurismäki).
Расширился после Канн и лонг-лист потенциальных соискателей актерских “Оскаров”. Права на американский прокат немого фильма “Артист”, за роль в котором был отмечен француз Жан Дюжарден (Jean Dujardin), уже приобретен The Weinstein Company. Нашел заокеанского дистрибьютора и британский триллер “Надо поговорить о Кевине”, в связи с которым успели разволноваться поклонники Тильды Суинтон (Tilda Swinton). И, разумеется, нельзя не упомянуть готовый к сентябрьскому прокату “Драйв”, награжденный призом за лучшую режиссуру (получатель – датчанин Рефн), но примечательный сразу несколькими очень сильными ролями – Райана Гослинга (Ryan Gosling), Кэри Маллиган (Carey Mulligan) и ветерана Альберта Брукса (Albert Brooks).
Совершенно отдельный разговор – картины, демонстрировавшиеся в Каннах вне конкурса. Из их числа предсказуемо выделяется открывавший фестиваль 41-й фильм Вуди Аллена (Woody Allen) “Полночь в Париже”, получивший прессу, какой у маэстро не было с конца 80-х, и, как следствие, имеющий все шансы на пару номинаций (например, за сценарий и одну из ролей второго плана). Сиквел “Кунг-фу Панды”, по случаю премьеры которого в Канны заглянула как всегда ослепительная Анджелина Джоли (Angelina Jolie), предположительно поспорит со вторыми “Тачками” в анимационной категории. Незаслуженно преуспевшие в прокате четвертые “Пираты Карибского моря” наверняка испортят воздух в двух-трех технических номинациях, а ожидаемый провал неожиданно хорошего “Бобра”, увы, вряд ли позволит увидеть в “Кодаке” Дженнифер Лоуренс (Jennifer Lawrence) или Мела Гибсона (Mel Gisbon).
Ну и раз уж мы упомянули Гибсона, на Круазетт встреченного довольно тепло, то самое время вспомнить и о “слоне в комнате”. Обеспечив неслыханное паблисити и себе, и фестивалю, режиссер “Меланхолии” Ларс фон Триер (Lars von Trier) был изгнан из Канн после неудачной шутки на пресс-конференции, но привел к призу за лучшую женскую роль еще одну – вслед за Бьорк (Björk) и Шарлоттой Генсбур (Charlotte Gainsbourg) – актрису. Шансы Кирстен Данст (Kirsten Dunst) на дальнейшие успехи представляются, впрочем, ничтожными – назвав себя “нацистом”, фон Триер, быть может, и не поставил точку в своих отношениях с исторически обожающим его фестивалем, но коммерческое самоубийство в и без того равнодушной к нему Америке, пожалуй, совершил. Канны ему судья, Мел Гибсон – свидетель.
Итоги эти, как водится, у каждого свои, но главный из них – тот, что был вынесен во все заголовки воскресных “молний” из Канн – касается в равной степени и отъявленных синефилов, и умеренно интересующихся кинопроцессом, и таких, как я, одержимых оскароведов: “Золотая пальмовая ветвь” досталась “Древу жизни” (The Tree of Life) великого американского режиссера Терренса Малика (Terrence Malick).
Один из самых долгожданных фильмов последних лет был снят еще три года назад, после чего по-маликовски долго и мучительно доводился до ума. “Я видел этот фильм, когда он был четырехчасовым, – признается главная звезда “Древа жизни” Брэд Питт (Brad Pitt). – Видел, когда его сократили сначала до трех с половиной, а потом до двух с половиной часов, когда вернулись к 3,5-часовому хронометражу и, наконец, в его нынешнем виде”. К теперешней и окончательной (в заокеанский прокат фильм выходит уже на этой неделе) 138-минутной редакции “Древа жизни” приложились, помимо самого Малика, пять монтажеров, а каннская реакция на нее была, в общем и целом, противоречивой. Но жюри во главе с Робертом Де Ниро (Robert De Niro) сказало свое слово – фильма лучше и важнее на фестивале не было.
Что этот приз значит для оскаровских перспектив гениального затворника? По правде, ничего особенного: за 60 с чем-то лет совместного существования жюри фестиваля и члены Академии сходились по главному вопросу лишь дважды: и высшую награду Канн, и “Оскар” за лучший фильм года получали в свое время “Потерянный уик-энд” Билли Уайлдера (Billy Wilder) и “Марти” Делберта Манна (Delbert Mann). Из обладателей “Золотой пальмовой ветви” последних 10 лет до кинотеатра “Кодак” добрались три, и лишь один из них – “Пианист” Романа Полански (Roman Polanski) – оставил в оскаровской истории заметный след. А, например, прошлогодний фаворит Круазетт Апитчапон Вирасетакун (Apichatpong Weerasethakul) со своим “Дядюшкой Бунми” не попал даже в шорт-лист лучших, по мнению академиков, неанглоязычных фильмов отчетного периода.
С другой стороны, с точки зрения заслуг перед мировым кинематографом Малик – скорее Полански, чем Апитчапон, поэтому исключать появление “Древа жизни” в самых престижных номинациях – в том числе, “Лучший фильм” и “Лучший режиссер” – пока не стоит. То же самое можно сказать и об актерской работе Питта, и о дебюте юного Хантера МакКрекена (Hunter McCracken) – сначала, правда, дистрибьюторам придется разобраться, какая из их ролей главная, а какая второплановая. Наконец, ранними фаворитами своих категорий выглядят оператор Эммануэль Любецки (Emmanuel Lubezki), пять лет назад преступно обделенный “Оскаром” за “Дитя человеческое”, и создатели спецэффектов – не будем забывать, что, наряду с Брэдом Питтом и Шоном Пенном (Sean Penn), “Древо жизни” украшают динозавры.
Еще одна оскаровская категория, которая без каннских делегатов обойдется едва ли, это, как обычно, “Лучший фильм на иностранном языке”. Верными соискателями как минимум путевок от своих стран уже сейчас выглядят “Кожа, в которой я живу” испанца Педро Альмодовара (Pedro Almodovar), “Парень с велосипедом” бельгийцев Дарденнов, “Однажды в Анатолии” турка Джейлана, “Сноска” израильтянина Седара и, чего уж там, “Елена” россиянина Звягинцева. Чуть менее ясны перспективы явного фаворита каннской критики, взявшего приз FIPRESCI фильма “Гавр” – франкоязычной, сделанной частично на французские и немецкие деньги трагикомедии финна Аки Каурисмяки (Aki Kaurismäki).
Расширился после Канн и лонг-лист потенциальных соискателей актерских “Оскаров”. Права на американский прокат немого фильма “Артист”, за роль в котором был отмечен француз Жан Дюжарден (Jean Dujardin), уже приобретен The Weinstein Company. Нашел заокеанского дистрибьютора и британский триллер “Надо поговорить о Кевине”, в связи с которым успели разволноваться поклонники Тильды Суинтон (Tilda Swinton). И, разумеется, нельзя не упомянуть готовый к сентябрьскому прокату “Драйв”, награжденный призом за лучшую режиссуру (получатель – датчанин Рефн), но примечательный сразу несколькими очень сильными ролями – Райана Гослинга (Ryan Gosling), Кэри Маллиган (Carey Mulligan) и ветерана Альберта Брукса (Albert Brooks).
Совершенно отдельный разговор – картины, демонстрировавшиеся в Каннах вне конкурса. Из их числа предсказуемо выделяется открывавший фестиваль 41-й фильм Вуди Аллена (Woody Allen) “Полночь в Париже”, получивший прессу, какой у маэстро не было с конца 80-х, и, как следствие, имеющий все шансы на пару номинаций (например, за сценарий и одну из ролей второго плана). Сиквел “Кунг-фу Панды”, по случаю премьеры которого в Канны заглянула как всегда ослепительная Анджелина Джоли (Angelina Jolie), предположительно поспорит со вторыми “Тачками” в анимационной категории. Незаслуженно преуспевшие в прокате четвертые “Пираты Карибского моря” наверняка испортят воздух в двух-трех технических номинациях, а ожидаемый провал неожиданно хорошего “Бобра”, увы, вряд ли позволит увидеть в “Кодаке” Дженнифер Лоуренс (Jennifer Lawrence) или Мела Гибсона (Mel Gisbon).
Ну и раз уж мы упомянули Гибсона, на Круазетт встреченного довольно тепло, то самое время вспомнить и о “слоне в комнате”. Обеспечив неслыханное паблисити и себе, и фестивалю, режиссер “Меланхолии” Ларс фон Триер (Lars von Trier) был изгнан из Канн после неудачной шутки на пресс-конференции, но привел к призу за лучшую женскую роль еще одну – вслед за Бьорк (Björk) и Шарлоттой Генсбур (Charlotte Gainsbourg) – актрису. Шансы Кирстен Данст (Kirsten Dunst) на дальнейшие успехи представляются, впрочем, ничтожными – назвав себя “нацистом”, фон Триер, быть может, и не поставил точку в своих отношениях с исторически обожающим его фестивалем, но коммерческое самоубийство в и без того равнодушной к нему Америке, пожалуй, совершил. Канны ему судья, Мел Гибсон – свидетель.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.