Красавицы серебряного века
Начало XX в. ознаменовалось не только бурным развитием промышленности, связанным с появлением электричества, появлением автомобилей и самолетов, распространением телефонной связи, но и расцветом культуры - архитектуры, изобразительного искусства, поэзии и музыки. Это время во Франции получило название «прекрасная эпоха», в Британии — «эдвардианская эпоха», в России этот период получил название «серебряный век».
В моде первого десятилетия прошлого века развивалось два направления: феминистическое, сенсационное и утонченно-изысканное, классическое.
Распространению моды способствовали модные журналы, которые тогда еще были черно-белые, но зато только в России их выпускалось уже более 10. Они помещали обзоры светских новостей, описания туалетов светских дам и известных актрис, выкройки, рисунки вышивок, советы по приобретению понравившихся туалетов, кулинарные рецепты, рисунки и фотографии моделей парижских кутюрье. Помимо «дамских» журналов появляются колонки специальных модных обзоров в популярных мужских газетах и элитарные журналы мод, предназначенные читательницам из высшего общества.
На выбор фасонов, цветов, манеры одеваться стали оказывать влияние стили декаданс и модерн. Избегали в дизайне костюма прямых линий и углов, и крой платьев и формы шляпок напоминали естественные природные формы. Типичными цветами стиля модерн считались светло-зеленые оттенки: водянисто-зеленый, серо-зеленый, пепельно-серый, черный в сочетании с лиловым или лиловато-сиреневым. Остромодным в России было использование русской народной вышивки и кружев – платья светских львиц того времени шились по парижским образцам, но украшались лентами, русскими народными вышивками и кружевными аппликациями.
Женская мода того времени была благосклонна к зрелым женщинам небольшого роста с затянутой в корсет талией, полной грудью, обширными бедрами. Главной задачей модельера того времени считалось умение создать невесомое, изящное впечатление от женщины. Самым модным силуэтом считался силуэт «амфоры», для чего шарф, меховое, страусиновое боа или тюнику драпировали спирально вокруг фигуры. Крой юбки стал максимально зауженным в бедрах и постепенно расширялся к подолу. Струящиеся шелковые и атласные силуэты дополнялись пышными прическами (под зачесаные наверх локоны подкладывали для объема валики из конского волоса), широкополыми шляпами с изогнутыми ассиметрично краями, непременно украшенными перьями, как правило, завитыми страусиновыми. Или, наоборот, маленькими восточными тюрбанами с прикрепленной надо лбом отделкой, поставленной вертикально. Они пользовались особым успехом в театре – ведь за большой шляпой сидящим сзади не было ничего видно.
Модным дополнением прически почитались страусовые перья, которых ввозили в Россию до 500 тонн в год, а ювелирные украшения благодаря таким ювелирам, как Рене Лалик и Фаберже, превратились в настоящие миниатюры- «игрушки». Кроме того, уважающая себя дама не вышла бы из дома без зонтика (для сохранения матовой белизны кожи) и веера (так как электрического освещения не было, а от свечей было душно и жарко). Очки были не в моде, женщины предпочитали пользоваться лорнетом.
Основой гардероба того времени стал костюм тальер, состоящий из жакета и юбки, который соответствовал бурно меняющейся жизни. Костюм в отличие от платья можно было легко преобразить – просто сменив строгую сорочку на нарядную блузку. Кроме того, были очень популярны юбки с высоким поясом и бретелями – их носили работающие барышни в сочетании с блузками, на манер сарафана. Впервые в истории женской моды появились жакеты из меха, особенно ценился мех горностая, соболя и… кенгуру, непременно верхняя одежда – пелерины и пальто - дополнялась муфтой.
Благодаря увлечению спортом (велосипедным, конькобежным, верховой ездой) даже для повседневной носки стали изготавливаться и продаваться свободные блузы, сравнительно короткие юбки на запах с панталонами под ними и широкие шаровары на манжетах ниже колен. Был особый наряд для езды на автомобиле - в то время все автомобили были открытыми и не имели отопления – надо было спасаться от пыли и холода. Поэтому передвигаться в авто барышня могла только в пыльнике (легком, но полностью закрывающем модный дорогой туалет пальто) и шляпке с вуалью.
Стильная дама должна была переодеваться несколько раз в день: с утра в домашнее платье, затем в платье для визитов или костюм для прогулок, в обеденное платье, «чайное» платье (платье для чаепития в пять часов), в театральное платье, платье для приемов, бальное платье.
Суфражистки
В начале ХХ века активизировались феминистки, считавшие, что символом подчиненного, несерьезного отношения к женщине в обществе был модный туалет – неудобный, с корсетом или турнюром, с кучей нижних юбок и т.д. он был полной противоположностью рациональному мужскому костюму. Белье того времени было сконструировано таким образом, что женщина не могла его надеть без посторонней помощи. Поэтому предлагалось в первую очередь начинать перемены женской участи с реформирования женского костюма. Этому активно противились мужчины, проходили даже специальные мужские демонстрации.
На этой волне были организованы движения суфражисток – смелых модниц, носивших укороченные платья с шароварами и жакеты мужского типа с юбками-брюками. Все искусственное - косметика, краска для волос - считалось обществом предосудительным (даже седые волосы не закрашивали – считалось, что они «делают юными»). Но эти барышни активно использовали декоративную косметику. Немало девиц носили колечки на сосках (сегодня это назвали бы пирсингом) – «для того чтобы поднять линию груди».
Все это привело к тому, что первые суфражистки выглядели ухоженно и модно, они были хорошо одеты и искусно подкрашены и имели в обществе яркий, слегка скандальный имидж. Женщины из буржуазных кругов стремились им подражать. Даже стали оттенять волосы хной – по последней парижской моде.
Другое направление реформы женского костюма начала века, менее сенсационое, тоже не обошлось без кардинальных перемен. Корсеты того времени были особенно вредными и вычурными – они придавали телу модный S-образный изгиб, но калечили спины женщин. Изобретение рентгеновской лампы позволило врачам увидеть последствия этой моды – журналы пестрели призывами врачей отказаться от корсетов, часто читались лекции на эту тему. Вместо них постепенно стали появляться первые варианты бюстгальтеров и резиновые корсеты, а Общество охранения здоровья женщин продавало специальные, «гуманные» корсеты, которые можно было не так сильно зашнуровывать.
Туалеты от модисток и парижских кутюрье стоили баснословно дорого, поэтому элегантность была позволительна лишь представительницам обеспеченной части общества. А низшие слои уже носили готовую одежду. Это стало возможным благодаря появлению универмага, где женщины среднего и даже рабочего класса могли купить готовые платья. Там можно было не только заниматься покупками, но и посидеть в кафе или «кабинетной комнате», где дамы читали или писали письма. А для дам, живущих в провинции, была распространена схема заказов обуви, шляпок, зонтиков и белья «по каталогам» - они посылали запрос со своими мерками, делали почтовый денежный перевод и получали в течение недели свой заказ.
В начале ХХ века не было трех столиц моды, был только Париж – он единственный был мировым центром моды, живописи и театра, балета.
В конце десятилетя в Париже появились Русские сезоны Дягилева - и открыли новую строку в истории моды ХХ века. Но об этом мы поговорим в другой раз.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.