Мода 1930 –х годов
Общее впечатление о моде 1930-х годов складывается из разнообразных клише: с одной стороны, шика голливудских див, с другой – сюрреалистичных и смелых моделей Скьапарелли, с третьей – общей моды на спортивный стиль – светлые брюки и юбки в сочетании с белыми футболками. Показная роскошь «десятилетия джаза» ушла в прошлое — мода тридцатых была более практичной, сдержанной и рациональной.
Основной силуэт можно вкратце характеризовать как высокий и стройный, с небольшим высоким бюстом, рукавчиками-фонариками и отложными воротничками, юбкой из тонкой ткани, плотно сидящей на бедрах и прямо стекающей ниже коленей. Для такого эффекта юбки кроились по косой, что позволяло подчеркнуть красоту тела, не обнажая его. Популярны были геометрические рисунки ткани - клетки и полоски, которые подчеркивали линии кроя по косой. Был очень моден белый цвет. В СССР вся женская одежда шилась из ситца (другой ткани просто не было), мало того, все рисунки на тему цветов и прочих русских мотивов были принудительно заменены на индустриальные – с изображениями тракторов, сеялок, заводов и т.д. Несмотря на это, очень были популярны платья в горошек, а также в мелкий цветочек на темном фоне.
В октябре 1929г. разразился банковский кризис на Уолл-стрит, ставший началом экономического кризиса в Европе: обесценились деньги, выросла безработица – все это немедленно отразилось на моде. Распространились темные платья с белыми воротничкам, сразу после краха на нью-йоркской бирже значительно удлинились юбки. Новые вещи были дороги, и модный удлиненный силуэт получали, удлиняя старые платья за счет клиньев, оборок и вставок. Кроме того, простые платья легко было трансформировать за счет аксессуаров. В середине десятилетия юбки стали еще длиннее. Ширина плеч постепенно становилась все больше: если в начале десятилетия достаточно было сборок и рукавов-крылышек, то к концу их уже расширяли искусственно и дополняли стегаными накладками-подплечниками. Танцы были по-прежнему популярны, но это были уже те танцы, которые можно было исполнять в длинных юбках: танго, факстрот, свинг. Все платья «на выход» шились непременно с большим декольте (особенно на спине). Были очень популярны всевозможные болеро и жакетки, и вырез на спине в вечернем платье днем мог прикрывать короткий жакет. Пальто, как правило, были с рукавами-реглан, зрительно расширявшими плечи, с поясом и глубокими карманами. В мужской моде было популярно использование фраков на Западе и френчей в России – отчасти из-за Сталина, задававшего тон «верхушке», отчасти из-за повального дефицита. Кроме того, у мужчин стали популярны брюки-гольф с манжетами под коленом. В детской моде – и у мальчиков, и у девочек – ценились непременные длинные носочки с босоножками, всевозможные матроски, пилотки и белые панамки.
Брови должны были быть обязательно в виде «тоненькой-тоненькой ниточки, удивленно приподнятой». Из причесок самой модной была выполненная из волнистых волос, с косым пробором. Либо прическа «пикабу» (игра в прятки) голливудской актрисы Вероники Лейк – когда длинные волосы свободно падают до плеч, а один локон закрывает глаз (вспомните «Кто подставил Кролика Роджера?» и стиль его очаровательной супруги). Непременно светлая мода на блондинок с киноэкранов вошла в жизнь: почти все знаменитые актрисы того времени были именно блондинками с голубыми глазами. Именно тогда появилось выражение «Ничто так не красит женщину, как перекись водорода». Светлые волны на улице непременно дополнялись остромодной береткой, соломенной шляпкой с маленькими полями или фетровой с элегантной отделкой. Из обуви были модны белые парусиновые туфли, застегивающиеся на пуговку. Каблук- рюмочка сменился на более практичную пирамидальную форму, а обрезанный носок 1920-х – на закругленный. Кроме того, были очень популярны туфли на танкетке или даже платформе – довольно грубой.
Именно тогда стали создавать ансамбли благодаря аксессуарам: за счет цветового единства шляпки, сумочки, перчаток и обуви. Уважающая себя модница не вышла бы на улицу без чулок цвета загара и с сумочкой, не совпадающей по тону с туфлями, несмотря на повальный дефицит. В то голодное время аксессуары были единственно доступным способом следовать моде, своеобразной отдушиной стильных девушек. Особенно были популярны шляпки и сумки-конверты, которые носили под мышкой. Зимой модницы носили меховые шапки-кубанки. В моде различные меховые аксессуары – такие как горжетки и муфты, причем в качестве меха зачастую использовался (и рекламировался в советских модных журналах) мех кошки, крота или суслика, ибо модными хотели быть все, а денег не было ни у кого.
С середины тридцатых годов в СССР нарастают тенденции изоляционизма, и западная мода не проникает больше в страну. Мода становится чуть устаревшей, она пытается, пусть и неуклюже, следовать западной, но уже с опозданием лет на пять. Во всем мире в 1930-х годах была очень популярна бижутерия, но в СССР ее просто не было, а все золото, даже обручальные кольца, у населения было изъято, поэтому иметь даже простые часики считалось немыслимым, неприличным шиком. В конце десятилетия стали модны славянские и прибалтийские мотивы, так как в Россию стали проникать через границу прибалтийские журналы мод. Кроме того, в СССР катастрофически не хватало ткани и некоторые модели, популярные в мировой моде, просто не прижились, так как требовали большого расхода материала.
Знаменитые кутюрье того времени:
Популярность моделей Шанель в 1920-х спустя десятилетие померкла перед ошеломительной модой на модели Эльзы Скьяпарелли. Та была не только самым оригинальным модельером 1930-х гг., но и одним из самых авангардных дизайнеров XX в. в целом. В те годы мир забыл о стиле ар-деко и окунулся в творчество художников-сюрреалистов, таких как Сальвадор Дали и Ко. Именно такие провокационные, остромодные вещи и создавала Скъяпа: это были сюрреалистические пуговицы на классических костюмах (в виде пуль, кусочков сахара и т.д.), необыкновенные детали (карманы в виде выдвижных ящиков), экстравагантные аксессуары (платок в виде упаковки аспирина, сумки в виде светящегося воздушного шарика и телефона, шляпа в виде ботинка). Иногда модели украшали сюрреалистические рисунки: напечатанные на шарфиках газетные тексты о Скьяпарелли, роспись на «Платье с иллюзией вырванных клочьев» и т.д.
Но основой ее коллекций были классические и актуальные формы тридцатых: костюмы, жакеты, болеро, узкие платья и накидки. Эксперименты относились к новым материалам, деталям, цветовым сочетаниям и аксессуарам. Оригинальность идей, простота и удобство ее моделей помогли пережить тяжелые времена «Великой депрессии». Эльза предложила практичный костюм из шести предметов, который можно было носить, комбинируя по-разному. В то время как Шанель пошла на небольшие уступки: она сделала свои (баснословно дорогие) модели дешевле на 30% процентов и стала их шить не только из джерси, но и из белого хлопка и кружева.
Однако во второй половине 1930-х гг. благодаря Скьяп распространилась «цветная мода» — вместо белого в моду вошел ее фирменный ярко-розовый и нетрадиционные сочетания ярких цветов. Эльза в своих моделях соединяла пурпурный и оливковый, бирюзовый и виноградный, к черному платью предлагала чулки красного цвета и т.д.
Все это позволяет говорить о том, что она значительно опередила свое время — многое из придуманного Эльзой Скьяпарелли в то десятилетие вошло в массовую моду только спустя 40 — 50 лет.
Габриель Шанель ее ненавидела, они были ярыми соперницами, переманивали друг у друга моделей, клиенток, злословили. Вражда этих светских львиц занимала европейское общество на протяжении всех 1930-х. Шанель пыталась работать с Голливудом, но сочла это ненужным для себя, Скьапарелли же в Голливуде добилась ошеломительного успеха, мало того, переманила многих клиенток у Шанель в Париже. В конце концов, конкуренция с Эльзой побудила и Габриель к созданию экстравагантных моделей — в конце десятилетия она поразила всех платьями из золотого ламэ, похожими на золотые слитки и «цыганскими» платьями с цветами и оборками национальных цветов Франции.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.