«Сохрани мою речь навсегда»: рецензия FashionTime.ru
Под документальным кино принято понимать фильмы, которые умные люди смотрят с серьезными лицами. Это максимально объективное и беспристрастное изложение фактов. Такие фильмы создается с целью проинформировать зрителя, оно крайне редко развлекает публику и едва ли позволяет автору выразить себя. Кто-то фыркнет и скажет, что это, пожалуй, слишком скучно и достойно только зимнего вечера, когда по телевизору не показывают комедию с Адамом Сэндлером. Что ж, пора разрушить это мнение.
Одна из граней современного искусства – это смешение разных потоков человеческой деятельности в одно произведение. Серьезный формат документального кино трудно представить в виде некоего коктейля из жанров. Однако на днях выходит один очень необычный документальный фильм под названием «Сохрани мою речь навсегда».
В нем нет классической документальной хроники, в нем нет интервью с очевидцами событий или специалистами по теме. В нем даже нет, как это нередко делают, художественного воспроизведения событий с участием актеров.
«Сохрани мою речь навсегда» – это рассказ о трагичной судьбе великого русского поэта Осипа Мандельштама, созданный молодым режиссером Романом Либеровым. История одного из самых ярких поэтов XX века начинается в Варшаве, где он родился в семье зажиточных евреев. Еще будучи ребенком, Мандельштам переезжает в Петербург. Поэт учился как в городе на Неве, так и за границей, в Париже и немецком Гейдельберге. По возвращении на Родину Мандельштам заводит дружбу с акмеистами Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой. Позже в его жизнь входят Александр Блок и Марина Цветаева, а в советский период и Борис Пастернак. После Октябрьской революции начинаются скитания Мандельштама по России, Грузии, Украине.
В Киеве он встречает Надежду Хазину, ставшую его женой и самым верным человеком в его судьбе, которая с приходом Советского режима становилась тяжелее из года в год. Бесконечные аресты и ссылки сводили его с ума и, в конце концов, привели в лагерь на Дальнем Востоке, где он умер от тифа в возрасте 47 лет. Но вплоть до этого момента Осип Мандельштам писал стихи, которыми люди наслаждаются до сих пор.
Это было несколько сухое изложение сюжета фильма, но Роман Либеров сумел мастерски оживить то, что многим современным людям нелегко понять: трагедию человека, поглощенного бездушной машиной советского террора. Поэт с огромными печальными глазами и его современники представлены в фильме куклами-марионетками, и эти куклы выглядят живее и трогательнее, чем все обрывки стандартной документальной хроники, которые, как правило, составляют подобные фильмы.
Вокруг этих хрупких созданий кружатся невероятные детали – анимационные эпизоды, ритмичные образы, обрывки коллажей, неожиданная музыка и яркие голоса Виктора Сухорукова, Инны Чуриковой, Чулпан Хаматовой и других. Особенно хочется отметить два момента. Во-первых, это потрясающее чувство визуального ритма, которым так ненавязчиво щекочет глаза зрителю Либеров и монтажер Антон Бенеш. Кадры, сменяющие друг друга на экране в считанные секунды, – рябь на воде, детали соборов, ажурные кресты, тяжелые колонны, античные статуи и потусторонние химеры, – по сути своей должны восприниматься зрением, но на деле перехватываются слухом, который передает их дальше по всему телу. Благодаря этим композициям фильм воспринимается всеми органами чувств, а это и есть полное погружение. Часто ли бывает такое с документальными картинами?
Отдельная роль в этом фильме принадлежит заглавной песне, автором которой стал известный русский музыкант Noize MC. Поначалу такое сочетание – классик Мандельштам и хип-хоп исполнитель Noize MC – может показаться несколько странным, а кому-то даже и неприятным.
Тем не менее, как только музыка Noize MC открывает первые кадры фильма, становится понятно, что музыкант очень глубоко и вдумчиво проникался темой, и ему удалось ухватить настроение не просто данного фильма, но и произведений Осипа Мандельшама.
Как уже было сказано, документальное кино стремится к объективности и беспристрастности. Но и здесь «Сохрани мою речь навсегда» выходит из ряда вон. Нет, Роман Либеров не машет рукой из-за плеча своего героя. Он совершенно не такой режиссер. Он просто, искренно и открыто рассказывает то, что и как он чувствует по отношению к людям, о которых делает фильмы. Так же было и в случае с его дебютной картиной про эксцентричного «нищего» Юрия Олешу, и про искрометного Сергея Довлатова, и про других замечательных фигур нашей литературы.
Это не формула «старинные видеозаписи + фото + интервью = документальный фильм», но это и не художественные байопики.
Как и в предыдущих своих работах, Роман Либеров рассказывает о людях, которые сыграли в его жизни важную роль, которые, так или иначе, в миллионах жизней сыграли важную роль, и делает это в своей, очень личной манере. Итак, фильм «Сохрани мою речь навсегда» – это небольшое, но очень стоящее и уникальное в своем роде произведение. Это не художественный фильм, на который в кинотеатры пошли бы толпы, но это и не сухопарая документальная лента, интересная только литературоведам или поклонникам поэта. Очень правильное, хотя и несколько туманное определение дано фильму в пресс-релизе от фестиваля искусств Черешневый лес: сочинение для кинотеатра со зрителем. Как бы ни называлось это произведение, оно по-настоящему берет за душу, и Роман Либеров снова вдохновляет взять и перечитать удивительные книги. Ну а что касается поэта Осипа Мандельштама, Либеров своим фильмом помог «сохранить его речь навсегда».
Фильм «Сохрани мою речь навсегда» в прокате с 22 октября.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.