«Жертвуя пешкой»: рецензия FashionTime.ru

Маленький Роберт (Эйден Лавкамп) рос в странной атмосфере: за малышом присматривала старшая сестра Джоан (Софи Нелисс), пока мама-коммунистка (Робин Вайгерт) нашептывала ему предостережения, мол, враги повсюду, собирала дома пестрые вечеринки из таких же, как она сама, озабоченных политикой персонажей и создавала столько шума, гама и суеты, что к двенадцати годам у заносчивого мальчишки (Шеймас Дэви-Фицпатрик) совершенно сдали нервы. Он буквально выжил из дому женщину, которая, быть может, и не являлась воплощением идеальной матери, но кое-что полезное для него все же сделала.


Вовремя заметив страсть к шахматной игре, она за руку привела шестилетнего ребенка к тренеру Кармину Нигро (Конрад Пла), который воспитал будущего мастера игры Бобби Фишера (Тоби Магуайр). В его голове ни на секунду не прекращалась игра, день за днем он разыгрывал всевозможные партии, вычитанные в шахматных журналах. Казалось, нет на свете такой комбинации фигур на доске, которую бы не помнил Бобби Фишер. Природа наделила его потрясающими способностями, а вот поработать над характером забыла.

Очень рано юноша возомнил себя рок-звездой, а его свита – агент Пол Маршалл (Майкл Стулбарг) и католический священник-шахматист Билл Ломбарди (Питер Сарсгаард) – без устали раздували его эго до космических размеров. Бобби устраивал скандалы и истерики, требовал заоблачных гонораров, лучших отелей, неограниченного количества апельсинов (другая еда могла быть отравлена) и, главное, тишины. Его одержимый игрой разум повсюду видел шпионов, прослушку, еврейские заговоры, при том, что он и сам был евреем, и прочие скрытые угрозы (впервые зритель видит Бобби на руинах гостиничного номера, где он выискивал «жучков»).

Уверенный в собственной гениальности, он матч за матчем доказывал всему миру свою непобедимость и страстно желал стать самым молодым чемпионом мира по шахматам. Других соперников, кроме русских у него не оставалось. В двадцать два года Бобби Фишер впервые встретился с советским шахматистом Борисом Спасским и... проиграл.

Американский вундеркинд решил одержать победу во что бы то ни стало. В течение полутора лет он методично уничтожал – в переносном смысле, разумеется, – всех шахматистов, стоявших в турнирной таблице между ним и Спасским, выиграл двадцать партий подряд, чтобы в 1972 году в исландском годе Рейкьявике состоялся «матч века», соревнование даже не шахматистов, а двух держав в состоянии Холодной войны.


Обострившаяся паранойя Бобби едва не стала причиной нового поражения; неимоверным усилием воли он справился с недугом и разыграл решающую партию, которая и по сей день считается лучшей партией столетия. Режиссер Эдвард Цвик («Легенды осени», «Последний самурай») и сценарист Стивеном Найтом собрали всевозможный материал, касающийся матча в Рейкьявике, реальный и документальный: изучали интервью Бобби Фишера (некоторые фрагменты записей были использованы в финале), сумели отыскать шахматную доску, за которой разыграли титул чемпиона мира, создали точные копии кресел Фишера и Спасского.

По идее, «Жертвуя пешкой» задумывался как байопик, но центральным событием, можно даже сказать, главным героем картины стала та самая «королевская игра», разбавленная некоторыми фрагментами из жизни гениального шахматиста. Вроде была мама, но после единственной ссоры она предпочла узнавать о жизни сына из газет и теленовостей. Вроде была сестра, практически заменившая мать, но показывают почему-то только то, как она вынашивает детей, потрясает пачками писем от брата и так волнуется за него, что аж не может позвонить первой. Вроде был тренер, уж точно самый важный человек в жизни Бобби, но и он скромно наблюдает за своим лучшим учеником со стороны. В общем, если прежде зритель слышал о жизни Бобби Фишера лишь в общих чертах, то фактических знаний к его багажу скорей всего не прибавится.

Зато вполне получится составить впечатление о Бобби Фишере как о человеке. И не самом приятном. Капризного ребенка, прячущегося за маской взрослого мужчины, Тоби Магуайр воплотил бесподобно. На протяжении всего фильма он вызывает сильнейшее желание влепить ему смачную пощечину – настолько эгоистично, эксцентрично и раздражающе он себя ведет: вопит по поводу и без, не уважает никого, кроме себя; при этом сомнений в его гениальности и его помешательстве не возникает. Роль главного противника Бобби Фишера – Бориса Спасского исполнил Лив Шрайбер.

Советский шахматист по версии американского режиссера выглядит чуть ли не Джеймсом Бондом: на мускулистом теле переливаются капли океанской воды, в кудрявой шевелюре запутались лучи рассветного солнца... Картину портит только толпа агентов КГБ в черных костюмах. Спасский поражает своим ледяным спокойствием и уверенностью, особенно заметными на фоне нервных подергиваний Бобби Фишера. Примечательно, что Шрайбер и некоторые люди из его охраны для пущей достоверности говорят по-русски.

Для того, чтобы понять и проникнуться картиной «Жертвуя пешкой» необязательно быть гением. Более того, разбираться в шахматах тоже не надо.

Актерам и режиссерам удалось создать подлинное напряжение, которое умом постичь вряд ли получиться (все-таки это художественный фильм, а не документальная лента). Остается только прочувствовать.

Автор: Валерия Высокосова
 
 
 



Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.