«Волна»: рецензия FashionTime.ru
Норвегия — волшебная страна, прекрасная с любого ракурса. Норвегия — страна фьордов и потрясающих пейзажей, в реальность которых верится с трудом. Норвегия — страшное место, способное погубить всех своих обитателей в одно мгновение, ведь горы — словно живые: они движутся, дышат, им может надоесть стоять на месте...
Такое уже бывало, и не раз. Много лет назад массивный оползень вызвал цунами, которое буквально стерло маленький прибрежный городок Гейрангер с лица земли. Время излечило ужас местных жителей; сейчас о потенциально опасной горе думают только сейсмологи. Они внимательно следят за поведением притихшей махины, до конца не веря в ее примерное поведение. Тем более, что показатели сложных приборов неоднозначно намекают на приближающуюся катастрофу.
Тем временем геолог Кристиан Айкорд (Кристоффер Йонер), который провел подле фьорда большую часть своей жизни и знает его куда лучше, чем собственных детей, решает переехать с семьей в большой город, подальше от гор и поближе к офисам и приличным зарплатам. Идун (Эни Даль Торп) надеется, что так муж станет уделять время не графикам сейсмической активности, а ей самой, малышке Юлии (Эдит Хогенруд-Сэнд) и старшему сыну Сондре (Йонас Хофф Офтебро). Но горы, раз завоевав внимание, никогда и никуда не отпускают. Предчувствие беды задерживает момент отправления всего лишь на одну, но роковую, ночь, когда неизбежный оползень все же покидает насиженное место и поднимает огромную волну, неумолимо приближающуюся к обитаемым районам. Разразившееся бедствие настигает Кристиана с дочерью вдали от Идун и Сондре. Цунами отмеряет людям всего десять минут форы, прежде чем обрушить на них всю свою мощь.
С одной стороны, «Волна» норвежского режиссера Роара Утхауга («Остаться в живых», «Волшебное серебро») мало чем отличается от множества других фильмов-катастроф: предсказать исход картины можно уже по долгой прелюдии к основному действу. Вероятно, получасовые экранные метания от города к сейсмической станции и обратно должны были создать напряженную атмосферу саспенса, но только нагнали скуки. О грядущем волнении в долине фьордов зритель предупрежден заранее, а по лицам прочесть, кто из героев обречен (обычно самые милые и трогательные персонажи), можно и за менее длительный срок.
С другой стороны, не каждый фильм-катастрофа получает номинацию на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Режиссер старательно снимал голливудский блокбастер в норвежских декорациях. Было бы странно, если бы норвежские режиссеры не использовали нордические красоты в своих картинах; потому и Утхауг, продолжая вековую традицию, главным героем делает не столько человека, сколько природу. Величественные заснеженные вершины и безупречные глади вод, двойственные по своему характеру, говорят куда яснее: при внешней гармонии и недвижности, они обладают разрушительным внутренним потенциалом.
Тем отчаяннее выглядит борьба человека за жизнь: Кристиан не сдается до последней минуты, не дает себе отдыха, пока не убеждается в том, что опасность, до поры до времени, миновала.
Главное, режиссер не забавляется художественной выдумкой: гора действительно может обрушиться в любой момент. Главные роли в ленте исполнили норвежские актеры, вряд ли знакомые широкому кругу зрителей. Это царство рыжих прекрасно и убедительно справляется с локальным Апокалипсисом: они поддерживают друг друга, не делят людей на своих и чужих, а охотно объединяются ради общего спасения.
«Волна» — фильм предсказуемый и затянутый настолько, что иногда начинает раздражать. Даже удивительно, откуда в десяти минутах, отведенных на бегство, герои находят время поболтать, поспорить и сотворить что-нибудь совершенно нелогичное. Вместе с тем, он невероятно красивый и талантливый с точки зрения актерской игры, операторской и режиссерской работы.
У себя на родине картина побила всевозможные рекорды по сборам, пощекотать нервы такой близкой и такой далекой катастрофой захотел чуть ли не каждый житель Норвегии.
Ведь гора не спит. Быть может, она рушится прямо сейчас...
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.