«Машина времени Сэма Клемке»: рецензия FashionTime.ru
«Машина времени Сэма Клемке» – это история о самом обычном человеке, из самой обычной среднестатистической американской семьи, с самыми обычными целями, желаниями и стремлениями. Сэм Клемке, кто он? И почему его ничем не примечательная жизнь стала такой известной?
На дворе 1977 год. Подарком к семнадцатилетию Сэма становится кинокамера. Пленка завораживает его своей способность запечатлеть время. С тех пор Сэм не расстается с ней. Он снимает себя, своих друзей, родителей, события, которые с ним происходят и все, что его окружает. Ежегодной традицией становится отчет, который Сэм записывает в преддверии нового года, где делится всем тем, что с ним произошло за это время. Так продолжается 38 лет. Сэм снимает почти каждый момент своей жизни, свои неудачи и падения, свои взлеты и решительные изменения. По своей натуре он лентяй, живет с родителями, строит грандиозные планы, но очень часто предпочитает попросту сидеть сложа руки. Каждый год Клемке обещает себе, что начнет первого января жизнь с чистого листа, но то ли от маленького желания, то ли от того, что он никогда не хотел жить по-другому, ничего не меняется.
Век информационных технологий меняет жизнь нашего героя. В 2011 году, спустя тридцать пять лет откровений, Клемке выкладывает на YouTube 6-минутный ролик, который набирает миллион просмотров и превращает Сэма в известного человека. После чего австралийский режиссер – документалист Меттью Бэйт попросил Сэма передать ему свой архив, объясняв это тем, что хочет сделать фильм, основанный на его биографии. Меттью Бэйт получает архив и умещает всю жизнь Клемке в полутора часах. Получилось невероятно уникальная и трогательная история, с которой в параллель режиссер ставит историю о том, как в 1977 году человечество запустило в полет космический зонд «Вояджер» с золотым диском на борту.
Информация на нем представляет собой портрет человечества для внеземных цивилизаций – начиная с ДНК и обращения Джимми Картера, заканчивая музыкой Моцарта и Чака Берри. В общем смысле диск должен передать инопланетным цивилизациям информацию о том, что значит быть человеком, всю радость и горесть этих счастливых минут существования. Между тем жизнь Клемке тоже становится событием, а его удивительная необыкновенность в его ординарности. Полтора часа ты живешь с этим человеком, заканчиваешь с ним школу, переживаешь любовные драмы, едешь в первое большое путешествие, меняешь прическу, страдаешь от брикетов и от вечной потери и прибавки лишних килограммов. Клемке становится первым видеоблогером в истории, человеком, который «посредством линз и негативов познать бессмертье захотел». И перешагнув порог 50-летия, Сэм так и остается ребенком, таким же мальчишкой, каким был на старте своего «селфи-марафона».
А Меттью Бэйту, на удивление легко и просто, без излишнего драматизма удается сложить обрывки воспоминаний в одну целую жизнь.
Сэма Клемке определенно можно назвать первым видеоблогером. Но в отличие от современных блогеров, Сэм вел диалог сам с собой. Все, что у него было – это его пленки.
«Я знал, что молодость моя мимолетна. Этим самым я отличался от своих сверстников», – говорит Сэм. «Я хотел остановить время, записав свою жизнь. Все, что у меня теперь есть – это мои моменты истории».
Герой нашего времени – одновременно трогательный, одновременно влюбленный в себя человек. Странное и негативное ощущение того, что жизнь – это всего лишь никчемный отрезок времени, пронизывает весь фильм. Ведь мы с вами так привыкли видеть затертые до дыр легенды о подвигах и невероятных открытиях, что, когда перед нами предстает история обычного, ничем не отличающегося от нас, не придуманного киношниками, не наделенного мускулами и сверхспособностями, это кажется странным.
Когда мы видим человека скучного и нудного, ленивого и отчасти омерзительного, забавного и неунывающего, самодовольного и влюбленного, страдающего от депрессии, от несчастной любви и ожирения, мы, непривыкшие видеть героя без прикрас, немного теряемся. Хочется непременно закрыть лицо руками и спросить себя: «Такой же ли я?».
Итак, два уникальных портрета: история вселенского масштаба и ничем не примечательная жизнь Клемке. Один мчится через бесконечность пространства, а другой застрял в пригородах Земли. Фильм отвечает на вопрос, что значит быть человеком.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.