«По соображениям совести»: рецензия FashionTime.ru
Молодой парень Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) вырос в Вирджинии. Его отец (Хьюго Уивинг) – ветеран Первой мировой, пил, бил жену и детей. Однажды, Досс чуть не убил брата кирпичом, но случайно увидел Бога на аляповатом плакате, после чего стал адвентистом седьмого дня.
Он отвергает насилие, и его вера запрещает ему даже прикасаться к оружию. Но в разгар Второй мировой Досс чувствует свой долг перед родиной, поэтому добровольно записывается в армию. Ему обещают, что он станет полевым санитаром, которому не придется носить оружие. Но когда он попадает в учебку, его командир настаивает, что каждый солдат должен научится стрелять. Но Досс не собирается отступать от своих убеждений, он наотрез отказывается не только учится стрелять, но и брать винтовку в руки. Досс – реальный человек, который скончался не так давно. Он стал первым американским отказником, который не только прошел войну, но и получил медаль Почета.
«По соображениям совести» – возвращение Мела Гибсона в режиссуру после десятилетнего перерыва. По праву сказать, очень хорошее возвращение. При этом в картине невооруженным глазом видны недвусмысленно библейские отсылки. В 2004 году мы уже видели христианское кино, тоже в исполнении Мела Гибсона – «Страсти Христовы», оно имело огромный успех. И вот Гибсон снова бреется за ту же тему. Но «По соображениям совести» – это не история о библейском персонаже или о известном священнике, это история героя войны с несгибаемой силой воли. Идеология войны диктует нам: убивать за бравое дело. Отсюда конфликт – индивидуальные убеждения против устоявшихся норм. Доссу пришлось очень тяжело отстаивать свою позицию, окружение смеялось над ним и называло трусом, но он все равно стоял над своем.
Но когда Десмонд оказывается на поле боя, его поступки говорят сами за себя. И дело здесь не в восхвалении пацифизма героя, а именно в силе его веры в Бога. Можно, конечно, соглашаться с его философией, а можно нет. И суть подвига заключается не в христианских убеждениях юноши, не в геройстве убийства врага на войне, а в спасении жизней.
Картина незримо делится на две части. Первая часть рассказывает о самой жизни Досса, о его убеждениях и о подготовке к войне в учебке. Конечно, здесь сюжет кишит всевозможными клеше. В принципе, да и сама судьба парня тоже. Тяжелое детство, отец алкоголик, девушка – красавица. В учебке он натыкается на сержанта, грозного с виду, но доброго в душе. Быть может в этом и заключается все то, что хотел Гибсон показать зрителю: знакомую до глубины историю человека на грани с безумием и уверенностью в своей правоте.
Когда же наконец сюжет переваливает за вторую половину картины, Десмонд и его рота оказываются в Окинаве – тут то начинается самое интересное, убеждения Досса и все, во что он так верил, становятся не просто пустым звуком. Военные сцены, безусловно, показаны с блеском и восхищением, хотя они весьма кровавые, все равно вызывают восторг. Они очень реалистичные, жестокие и показывают реальный ад, в котором находились люди. Мало картин, которые показывают войну с такой правдоподобностью, в которой американцы и японцы переламывают друг друга чуть ли не голыми руками. А в итоге они сражаются всего лишь за безжизненный объект, который имеет стратегически важное значение. Кажется, что война должна выжигать из человека все живое, после увиденного и сделанного. И превращать их в отца Досса, который живет своей трагедией, который так и не смог смирится. Но Десмонд остается самим собой и вдохновляет других людей. Давно никто из кинематографистов не делал религии такого одолжения, как Гибсон. Конечно, он не заостряет особого внимания на вере, скорее он показывает человека с несгибаемым характером и христианскими убеждениями. И дело здесь вовсе не в вере, а в самом главном герое.
Поэтому если вы любите исторические драмы, вам непременно нужно это увидеть.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.