R.E.M. «Collapse Into Now» (Warner Bros)
Время публикации: 23 Марта 2011
Разменяв шестой десяток, Майкл Стайп перестал походить на грустного пряничного человечка и превратился в помесь Хью Лори с Кристофером Вальцем. Тем временем музыка R.E.M., растерянно поблуждав, вернулась на исходные позиции, чему свидетельство – новая пластинка группы.
R.E.M. всегда отличались внятным посылом, который в меньшей степени имел отношение к текстам (Стайп все же весьма поэтичен), чем к впечатлению от группы в целом. И действительно, главные пластинки R.E.M. были избавлены от сомнительных экспериментов, гитара Питера Бака при всем своем жужжании выдавала четкие аккорды, лишенные импрессионистских пассажей, и даже на фотографиях четверо (а последнее десятилетие – трое) участников коллектива смотрелись по-хорошему просто, без поз. Это притом, что Стайп, как и положено фронтмену, а также поэту-интеллектуалу, естественным образом склонен к артистизму.
Зачинатели колледж-рока, духовники и самые настоящие кумиры, фигуры поколенческого масштаба, чья музыка и творческая позиция крайне важны для американской культуры, R.E.M. всегда сторонились актуальных течений, так как были несоизмеримо выше игр в скоротечные тренды. Содержание для них всегда стояло на первом месте, форма – на втором; музыкально маршрут R.E.M. пролегал между бойким пружинистым роком и драматичными балладами.
Прошлое десятилетие группа, оставшаяся без барабанщика Билла Берри, провела, как принято считать, в кризисном состоянии. Последние две пластинки – «Around The Sun» и «Accelerate» – сложно назвать духоподъемными, притом что на обоих дисках есть прекрасные вещи. Чрезмерно сбросив скорость на «Around The Sun», R.E.M., всегда предельно четкие, стали превращаться в абстракцию, что достоверно зафиксировано на обложке пластинки, изображавшей размытые фигуры музыкантов. В попытках выбраться из паутины группа проехала лишнюю остановку, ударившись на «Accelerate» в другую крайность. Громкие, но снова не слишком внятные песни были преисполнены энергии, но производили впечатление сочиненных авторами ради борьбы с самими собой.
И вот наконец, новейший «Collapse into Now» приятным образом знаменует выход из пресловутого кризиса; тупиковая, по мнению многих, ситуация оказалась вполне себе разрешимой. Достаточно было отпустить себя и перестать заниматься ненужными поисками. К чему они, когда все уже давно найдено, стоит лишь посмотреть в зеркало и взять в руки инструменты с верным настроем.
Свежий альбом R.E.M. – это торжество традиционных ценностей, это пластинка, в которой жужжащие боевики соседствуют с медленными номерами. Здесь как минимум три бесспорных долгоиграющих хита – театральный «Oh, my Heart», убаюкивающая гитарным перебором «Every Day is Yours to Win» и «Uberlin», чья мандолина разве что глухому не напомнила «Losing My Religion». В этом альбоме для слушателя присутствует радость узнавания – мол, все это мы уже проходили, но ведь так хочется вернуться еще раз. Впрочем, назвать «Collapse Into Now» самоповтором, гаражной распродажей или спекуляцией на прежних заслугах не поворачивается язык. Во-первых, речь идет о R.E.M., группе предельно честной в своих творческих упражнениях. Во-вторых, артисты эти, в силу собственного масштаба, не нуждаются в формальном соответствии времени. Чтобы быть актуальными, им не нужно заигрывать с модой – R.E.M. фиксируют время лучше других и без помощи актуальных трендов. Впрочем, музыканты вполне способны на фантазии и эксперименты. Так, например, каждую песню с альбома они экранизируют – с помощью друзей и поклонников, таких как актер Джеймс Франко или художница/режиссер Сэм Тейлор-Вуд. В этом смысле показательно арт-видео на отличный боевик «Alligator_Aviator_Autopilot_Antimatter», в котором Майкл Стайп, укутанный в интересную конструкцию типа шаль, противостоит непростой девушке в серебряном наряде.
Словом, с R.E.M. все в полном порядке, и слава богу. Осталось дождаться их приезда в Россию, хотя вероятность этого, к сожалению, мала, по крайней мере, в ближайшее время – группа объявила, что тура в поддержку «Collapse Into Now» не планируется. Обидно, конечно, но, с другой стороны, такой пластинке поддержка и вправду не требуется.
Оценка:
★★★★ +
Лучшие песни:
– Oh, my Heart
– Every Day is Yours to Win
– Uberlin
– Walk It Back
Нюанс:
– По результатам проведенного недавно опроса лидером среди песен, заставляющих мужчин плакать, стала композиция R.E.M. 1992 года «Everybody Hurts» из альбома «Automatic for the People».
R.E.M. всегда отличались внятным посылом, который в меньшей степени имел отношение к текстам (Стайп все же весьма поэтичен), чем к впечатлению от группы в целом. И действительно, главные пластинки R.E.M. были избавлены от сомнительных экспериментов, гитара Питера Бака при всем своем жужжании выдавала четкие аккорды, лишенные импрессионистских пассажей, и даже на фотографиях четверо (а последнее десятилетие – трое) участников коллектива смотрелись по-хорошему просто, без поз. Это притом, что Стайп, как и положено фронтмену, а также поэту-интеллектуалу, естественным образом склонен к артистизму.
Зачинатели колледж-рока, духовники и самые настоящие кумиры, фигуры поколенческого масштаба, чья музыка и творческая позиция крайне важны для американской культуры, R.E.M. всегда сторонились актуальных течений, так как были несоизмеримо выше игр в скоротечные тренды. Содержание для них всегда стояло на первом месте, форма – на втором; музыкально маршрут R.E.M. пролегал между бойким пружинистым роком и драматичными балладами.
Прошлое десятилетие группа, оставшаяся без барабанщика Билла Берри, провела, как принято считать, в кризисном состоянии. Последние две пластинки – «Around The Sun» и «Accelerate» – сложно назвать духоподъемными, притом что на обоих дисках есть прекрасные вещи. Чрезмерно сбросив скорость на «Around The Sun», R.E.M., всегда предельно четкие, стали превращаться в абстракцию, что достоверно зафиксировано на обложке пластинки, изображавшей размытые фигуры музыкантов. В попытках выбраться из паутины группа проехала лишнюю остановку, ударившись на «Accelerate» в другую крайность. Громкие, но снова не слишком внятные песни были преисполнены энергии, но производили впечатление сочиненных авторами ради борьбы с самими собой.
И вот наконец, новейший «Collapse into Now» приятным образом знаменует выход из пресловутого кризиса; тупиковая, по мнению многих, ситуация оказалась вполне себе разрешимой. Достаточно было отпустить себя и перестать заниматься ненужными поисками. К чему они, когда все уже давно найдено, стоит лишь посмотреть в зеркало и взять в руки инструменты с верным настроем.
Свежий альбом R.E.M. – это торжество традиционных ценностей, это пластинка, в которой жужжащие боевики соседствуют с медленными номерами. Здесь как минимум три бесспорных долгоиграющих хита – театральный «Oh, my Heart», убаюкивающая гитарным перебором «Every Day is Yours to Win» и «Uberlin», чья мандолина разве что глухому не напомнила «Losing My Religion». В этом альбоме для слушателя присутствует радость узнавания – мол, все это мы уже проходили, но ведь так хочется вернуться еще раз. Впрочем, назвать «Collapse Into Now» самоповтором, гаражной распродажей или спекуляцией на прежних заслугах не поворачивается язык. Во-первых, речь идет о R.E.M., группе предельно честной в своих творческих упражнениях. Во-вторых, артисты эти, в силу собственного масштаба, не нуждаются в формальном соответствии времени. Чтобы быть актуальными, им не нужно заигрывать с модой – R.E.M. фиксируют время лучше других и без помощи актуальных трендов. Впрочем, музыканты вполне способны на фантазии и эксперименты. Так, например, каждую песню с альбома они экранизируют – с помощью друзей и поклонников, таких как актер Джеймс Франко или художница/режиссер Сэм Тейлор-Вуд. В этом смысле показательно арт-видео на отличный боевик «Alligator_Aviator_Autopilot_Antimatter», в котором Майкл Стайп, укутанный в интересную конструкцию типа шаль, противостоит непростой девушке в серебряном наряде.
Словом, с R.E.M. все в полном порядке, и слава богу. Осталось дождаться их приезда в Россию, хотя вероятность этого, к сожалению, мала, по крайней мере, в ближайшее время – группа объявила, что тура в поддержку «Collapse Into Now» не планируется. Обидно, конечно, но, с другой стороны, такой пластинке поддержка и вправду не требуется.
Оценка:
★★★★ +
Лучшие песни:
– Oh, my Heart
– Every Day is Yours to Win
– Uberlin
– Walk It Back
Нюанс:
– По результатам проведенного недавно опроса лидером среди песен, заставляющих мужчин плакать, стала композиция R.E.M. 1992 года «Everybody Hurts» из альбома «Automatic for the People».
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.