Вячеслав Зайцев: «Дизайнер должен постоянно совершенствоваться»
Время публикации: 4 Декабря 2013
Вячеслав Зайцев – ведущий кутюрье России, создавший своим талантом и исключительной работоспособностью Дом Моды мирового уровня. В его стенах сосредоточена целая модная индустрия: экспериментальный цех, создающий уникальные коллекционные вещи, Салон-ателье, где можно заказать повседневный гардероб или, по-настоящему, эксклюзивное свадебное платье, флагманский Салон-бутик с мужскими и женскими линиями prêt-a-porter, головными уборами, аксессуарами и книгами, «Лаборатория Моды» - единственный в России учебный центр при действующем Доме Моды.
Одна из граней таланта Вячеслава Михайловича – создание костюмов к театральным постановкам. В ближайшей перспективе – творческое сотрудничество с режиссерами Андреем Житинкиным, в постановке пьесы «Маскарад» и Юрием Соломиным, в постановке «Молодость Людовика XIV».
Осенний сезон Mercedes-Benz Fashion Week Russia был насыщен показами Дома моды Slava Zaitsev. Промышленный день Недели, 25 октября, открывался трикотажной коллекцией «Конфекция», созданной на производственной базе фабрики «Уфимский трикотаж». Премьерный показ коллекции состоялся в Париже, где ее высоко оценили профессионалы модной индустрии. 26 октября Вячеслав Михайлович, по традиции, открыл Неделю модысвоим показом коллекции prêt-a-porter de luxe «На распутье» сезона весна-лето 2014. Заключительный день Недели Моды, 31 октября, официально названный «Фестиваль Моды Славы Зайцева», завершился коллекциями выпускников Лаборатории Моды и грандиозным шоу-показом коллекции мэтра «От кутюр…». Как вы понимаете, у FashionTime.ru появилось немало тем, которые хотелось обсудить с дизайнером.
FashionTime.ru: В Москве практически одновременно проходят две Недели моды. Вы уже не первый сезон открываете Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Почему вы выбрали именно эту Неделю моды?
Вячеслав Зайцев: Я представлял свои коллекции в Гостином Дворе, но там было не очень удобное для показов время – середина дня. Мое предложение закрывать своим показом Неделю Моды в Москве не встретило в то время понимания у организаторов, и я перешел к Александру Шумскому на RFW, ныне Mercedes-Benz Fashion Week Russia.
FashionTime.ru: На одной из пресс-конференций вы обратились к журналистам с просьбой в отчетах о показе больше говорить не о тех, кто сидел в первом ряду, а о самой коллекции. Как вы считаете, сегодня есть журналисты, способные профессионально писать о моде?
Вячеслав Зайцев: Да, конечно, профессионалы есть в любой отрасли и мода – не исключение. Другое дело, что у нас журналисты относятся к моде как к индустрии развлечений. О моде часто пишут в разделе светской хроники, но очень редко можно встретить хороший аналитический материал. С другой стороны, с развитием отечественной индустрии стало больше появляться профессиональных изданий, дающих очень полезную информацию практикам от моды. Так в октябре 2013 года на ежегодной церемонии вручения Национальной премии в области индустрии моды «Золотое веретено» академики возглавляемой мною НАИМ (Национальной Академии индустрии моды) отметили журнал «Модный магазин».
FashionTime.ru: А как вы относитесь к современной моде на блоги?
Вячеслав Зайцев: Вполне положительно, блогосфера у нас активно развивается, появились авторы, высказывающие вполне профессиональные суждения. Дом Моды всегда приглашает известных блогеров на показы, организует дискуссии и открытые уроки с их участием.
К сожалению, многим, кто начинает писать о fashion-индустрии, не хватает профессиональных знаний. И это очень заметно по их текстам. Я бы посоветовал блогерам больше общаться с известными дизайнерами, такими как Татьяна Парфенова, Елена Макашова, Алена Ахмадуллина, Александр Терехов, Егор Зайцев. При наличии желания, терпения и аналитических способностей можно научиться понимать моду.
FashionTime.ru: Вы следите за творчеством молодых дизайнеров?
Вячеслав Зайцев: Я бы сказал, что я один из немногих людей в нашей стране, кто постоянно следит за творчеством начинающих модельеров. Я возглавляю жюри основных российских конкурсов, которые и были организованы при моем непосредственном личном участии. Каждый год на этих конкурсах можно увидеть много интересных работ, сильные ребята приходят из Ивановской Текстильной Академии, Московского текстильного института (сейчас – МГУДиТ) и других профильных учебных заведений. Очень радуют выпускники моей Лаборатории Моды.
FashionTime.ru: Кого из иностранных модельеров вы выделяете?
Вячеслав Зайцев: Я думаю, уместно будет назвать имена Кавалли и Этро – они очень близки мне по духу. Они много работают с колористикой, ориентальными мотивами… Блестящее мастерство Александра МакКуина всегда привлекало мое внимание, как и творчество Гальяно. В последнее время люблю коллекции Lanvin, да и многих других дизайнеров, которым удается взволновать мое воображение.
FashionTime.ru: А как вы относитесь к тому, что делает сейчас Раф Симонс в Dior?
Вячеслав Зайцев: По началу, после Гальяно, привлекла его смелая простота, затем простота стала докучать. Ушло обаяние новизны.
И это особенно ощутимо, если вспомнить творчество самого Кристиана Диора и его первую коллекцию 1947 года… Это был переворот в моде и сознании. Жесткий, по-мужски аскетичный женский образ, стал чувственно-романтичным в своей хрупкой монументальности. Имя Диора для меня ассоциируется с неизъяснимой простотой, волнующей и захватывающей дыхание чистотой линий, ясностью в решении силуэта и чарующей гармонией приталенного лифа и пышной юбкой, драпировавшейся сборками или складками. Я склоняю голову перед гением Кристиана Диора, утвердившего величие грациозности и изящества,которое и составляет для меня понятие «Женщина»…
FashionTime.ru: Вы думаете, Гальяно дадут шанс реабилитироваться?
Вячеслав Зайцев: Гальяно был очень креативным, энергичным, для рекламы Дома лучше него не придумаешь… Его, конечно, жалко очень… Возможно, он вернется в мир моды. Сейчас Оскар де ла Рента пригласил его работать. Оскар отличный человек, я знаком с ним лично. В 1987 году, когда у меня было первое шоу в Америке, он пригласил меня к себе в гости. Я увидел его работы. Это была фантастика! Я был в состоянии восторга. Какие ткани! А у нас тогда нищета жуткая была.
FashionTime.ru: У вас нет такого ощущения, что сегодня дизайнеры больше звезды, чем модельеры? Им важнее себя показать, нежели свои работы
Вячеслав Зайцев: «Звездой» может быть тот, кто делает уникальные коллекции, но когда большинство делает «зеркальные» коллекции ведущих европейских дизайнеров или копирует друг друга, о какой звездности может идти речь? И бороться с этим бессмысленно, это общемировая тенденция.
FashionTime.ru: Раньше, чтобы принять участие в показе, надо было пройти худсовет. И это были именно коллекции, созданные модельерами. Сейчас бытует мнение, что на показах демонстрируется не работа дизайнера, а работа стилиста. Вы с этим согласны?
Вячеслав Зайцев: Совершенно согласен. Именно поэтому я почти перестал ходить на показы в рамках Недель моды, кроме показов уважаемых мною коллег и моих учеников. Смотришь в расписание, а там – неизвестные имена, без творческой истории, без развития. Но это в первую очередь зависит от организаторов Недели Моды. Так что сейчас нет ни то, что худсоветов, но и в принципе никто ни с кем не обменивается мнением о приглашении нового дизайнера, поэтому и выходит на подиум такая разношерстная публика.
FashionTime.ru: Как вы оцениваете профессиональную подготовку современных дизайнеров?
Вячеслав Зайцев: Как совершенно недостаточную. И дело не только в падении уровня фундаментального образования. Дизайнер должен постоянно совершенствоваться. Я в свое время, учась в московском текстильном институте, глубоко освоил технику рисунка, как основы графического искусства. Среди моих преподавателей хотелось бы вспомнить Раису Владимировну Захаржевскую. Она была женщиной очень интеллигентной и образованной, чтобы ей понравиться, я стал изучать историю костюма.
Много копировал старых русских и европейских мастеров, античность, египетские фрески, персидскую миниатюру и средневековые орнаменты. Постепенно вникая во все тонкости, накапливал в себе знания, ставшие бесценной основой в работе над первыми моделями. Уже в годы учебы в институте, выступая одновременно в роли модельера и демонстратора одежды, я показывал и носил вещи, непривычные по силуэту и сочетанию цветов, нередко шокируя преподавателей и студентов. Как оказалось, позднее аналогичные вещи стали входить в моду. Так мое пальто «по мотивам Гольбейна» было описано в книге «Поэзия народного костюма» историка моды и искусствоведа Марии Николаевны Мерцаловой.
Максимально пристальное внимание я уделял изучению русского народного искусства, его красоте, мудрости, богатству. Ездил на Русский Север, в древние города России. Уже тогда я пытался разгадать суть народного искусства, понять и прочувствовать его пропорции, ритм, излюбленные сочетания цветов, мажорность его колористического строя и глубокую человечность. Так я и стал художником, благодаря моему любимому педагогу.
Максимально пристальное внимание я уделял изучению русского народного искусства, его красоте, мудрости, богатству. Ездил на Русский Север, в древние города России. Уже тогда я пытался разгадать суть народного искусства, понять и прочувствовать его пропорции, ритм, излюбленные сочетания цветов, мажорность его колористического строя и глубокую человечность. Так я и стал художником, благодаря моему любимому педагогу.
Сегодня, пересматривая архивы, нахожу фантастические вещи, которые смотрятся абсолютно современно. Но тогда я их не мог реализовать, потому что физически невозможно было. Поэтому я ушел работать в театр, в балет на льду. Я много работал, чтобы проявить свою фантазию. Художник обязан постоянно проделывать огромную работу.
FashionTime.ru: Если говорить о фундаментальном образовании для дизайнеров, то в России можно по пальцам одной руки сосчитать образовательные учреждения, которые дают такую базу. Может быть, еще в этом проблема?
Вячеслав Зайцев: У нас, к сожалению, педагоги не создают собственных коллекций и в целом оторваны от реальной индустрии. В этом и есть главная беда. В Европе, в Китае все педагоги делают коллекции, они все время чувствуют дыхание моды. Ведь она не стоит на месте: сегодня что-то модно, а завтра уже нет. Чувство времени очень важно.
Я в 1979 году начал преподавательскую деятельность в качестве доцента, а позднее профессора, кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института. Вел пятый курс, и за один год я полностью переделывал человека. Именно там я понял, что обучение слишком бессмысленно затянуто на пять лет. Тогда из практического опыта родилась идея создать базовый авторский курс, ставший основой «Лаборатории Моды Вячеслава Зайцева».
Это единственное учебное заведение при действующем Доме моды. В Лаборатории к процессу обучения особый подход – это фактически аспирантура для молодых дизайнеров. Мы максимально концентрируемся на самых важных для модельеров вопросах: наколка (муляж), конструирование, разработка образа и коллекции, технология, история костюма. В этом году начнем разрабатывать еще одно направление – маркетинг.
Это единственное учебное заведение при действующем Доме моды. В Лаборатории к процессу обучения особый подход – это фактически аспирантура для молодых дизайнеров. Мы максимально концентрируемся на самых важных для модельеров вопросах: наколка (муляж), конструирование, разработка образа и коллекции, технология, история костюма. В этом году начнем разрабатывать еще одно направление – маркетинг.
Я всегда с радостью отмечаю талант молодых и стараюсь помочь им, если у них появляется желание получить, впитать знания. В моей Лаборатории Моды я учу по своим строгим внутренним стандартам осмысленного отношения к творчеству, пытаюсь в каждом студенте увидеть и выявить его внутреннюю индивидуальность, которую и развивает в течение года мой, хоть и небольшой, но хорошо известный своим высоким профессионализмом коллектив педагогов.
FashionTime.ru: Вы поддерживаете своих выпускников? Помогаете им после окончания учебы?
Вячеслав Зайцев: Из Лаборатории Моды они выходят вполне самостоятельными людьми. Но в этом году мы решили создать свой бренд, объединяющий выпускников. Это будет генеральная линия Дома, представляющая новое поколение дизайнеров. И это – лучшая демонстрация работы и преподавателей и выпускников.
FashionTime.ru: Эвелина Хромченко в одном из интервью сказала, что в Москве необходимо создать Центр моды, где был бы глобальный Музей моды, пространство для выставок, Институт моды, площадка для дефиле и т.д. Вы поддерживаете эту идею?
Вячеслав Зайцев: Конечно! Модельерам нужны образцы, нужно видеть лучшие работы, созданные величайшими кутюрье. Во многих странах существуют Музеи моды. Например, в Нью-Йорке в музее Института моды и технологий (Fashion Institute of Technology) выставлены творения всех модельеров: от Поля Пуаре до наших современников. С июля этого года там представлены и мои работы. Там сейчас проходит выставка работ выдающихся дизайнеров RetroSpective at The Museum at FIT. Модель из коллекции Slava Zaitsev «Нашествие» 2004 года выставили в отдельном корнере прямо напротив центрального входа. Так неожиданно! Я с большим удовольствием принял предложение о включении этой работы в постоянную экспозицию музея.
У меня собрана уникальная коллекция работ прошлых лет. Но ее имеют возможность увидеть только студенты Лаборатории Моды. Вы бы видели, как студенты рассматривают эти модели, изучая каждый сантиметр! Как художник, я жду серьезного предложения о ее показе на соответствующем музейном уровне. К сожалению, пока все, что выставляется, делается на энтузиазме авторов и за их собственный счет.
FashionTime.ru: Как вы считаете, у современных дизайнеров есть шанс стать известными не только в России, но и за границей?
Вячеслав Зайцев: Без поддержки государства – нет. Могут «вылезти», например, на майках (смеется)… Но если говорить о серьезном модельере, то без финансирования проекта не обойтись. И хорошо бы, чтобы это была помощь государства, а не «богатого друга». Но если этого нет, значит, остается идти своим путем.
Наблюдая за историей развития мировой индустрии моды, можно заметить всплески активности национальных школ моделирования. Так в 1960-х годах мощно заявили о себе дизайнеры Японии, в 80-х – Бельгии, в 90-х – Великобритании. И все это благодаря масштабной государственной поддержке национальных дизайнеров. К сожалению, наша страна пока такой программой не обладает, хотя мода и является важной составляющей экономики большинства стран. Плохо еще и то, что такое отношение к моде отражается и на восприятии российских брендов в целом. Иностранцы чаще всего ассоциируют Россию с отдельными политическими лидерами, военной угрозой, с поставками сырья, а не с достижениями культуры и бизнеса. Так что, на мой взгляд, сегодня развитие России невозможно без продвижения национальных брендов и создания конкурентоспособного товарного рынка.
Наблюдая за историей развития мировой индустрии моды, можно заметить всплески активности национальных школ моделирования. Так в 1960-х годах мощно заявили о себе дизайнеры Японии, в 80-х – Бельгии, в 90-х – Великобритании. И все это благодаря масштабной государственной поддержке национальных дизайнеров. К сожалению, наша страна пока такой программой не обладает, хотя мода и является важной составляющей экономики большинства стран. Плохо еще и то, что такое отношение к моде отражается и на восприятии российских брендов в целом. Иностранцы чаще всего ассоциируют Россию с отдельными политическими лидерами, военной угрозой, с поставками сырья, а не с достижениями культуры и бизнеса. Так что, на мой взгляд, сегодня развитие России невозможно без продвижения национальных брендов и создания конкурентоспособного товарного рынка.
Смотрите другие фотографии:
Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?
Вы часто смотритесь в зеркало:
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.