Галина Китайгородская: «При изучении иностранного языка зубрить ничего не нужно»

Изучение иностранного языка – дело непростое, однако центру «Школа Китайгородской» удалось сделать процесс изучения языка интересным и захватывающим: занятия проходят весело, грамматику не изучают, а результаты впечатляют. Как выучить английский язык (или любой другой), почему нужно отказаться от зубрежки и многих других вещах рассказала FashionTime.ru Галина Китайгородская, которая и придумала необычный метод изучения языков.  

Галина Китайгородская: «При изучении иностранного языка зубрить ничего не нужно»
Галина александровна китайгородская
Галина Александровна Китайгородская – доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова; президент центра интенсивного обучения иностранным языкам «Школа Китайгородской»; автор системы интенсивного обучения «Метод активизации возможностей личности и коллектива». Ее метод обучения основывается на глубинном понимании человеческой психики и психологии и позволяет освоить новый язык в рекордно короткие сроки. Школа Китайгородской учит людей общению и при этом активизирует потенциал каждого слушателя, его память, мышление, воображение. А знания, полученные на занятиях, пригодятся как в повседневной жизни, так и в путешествиях, бизнесе и других областях..


FashionTime.ru: Расскажите, в чем состоит принципиальное отличие вашего метода преподавания ото всех остальных?

Галина Китайгородская: О, это целая история! В 70-х годах в МГУ им. М.В. Ломоносова был создан метод активизации возможностей личности и коллектива. Это теория обучения, в том числе, иностранных языков. И эта теория защищена не только моей докторской диссертацией, но и диссертациями моих учеников и коллег в ходе большого количества экспериментальных исследований. А уже на базе этой теории была создана система краткосрочного обучения общению на иностранных языках и концепция учебника для такой системы, написаны авторские учебники по многим языкам, включая восточные, и главное, – разработана детальнейшая технология обучения общению. Всем этим мы и отличаемся от других. Вообще, обучать иноязычному общению, культуре страны и носителя языка – это серьезная психолингвистическая и психолого-педагогическая задача. Это же и социальная психология, и психология личности — одним словом, множество серьезных научных областей. Учителя, которые приходят к нам на стажировки, зачастую впадают в ступор от того, какое количество научных и практических знаний необходимо иметь, чтобы эффективно обучать общению.

FashionTime.ru: Вы специально переучиваете преподавателей, которые к вам приходят?

Галина Китайгородская: Конечно. Наши преподаватели прошли колоссальную подготовку, чтобы работать по моему методу. Требуется не только блистательное владение иностранным языком (и не одним), артистизм, но и профессиональное умение общаться. И, конечно, знание и глубинное понимание культуры страны. Преподаватель нашего центра очень серьезно готовится к занятиям и не только в плане продумывания сценария урока. На уроке он должен видеть каждого человека, чувствовать его состояние, знать, как с ним взаимодействовать и с кем ему лучше выполнять то или иное задание. Ведь группа — это маленький социум, состоящий из абсолютно разных людей, которых можно встретить в обычной жизни. Не менее важно менять виды деятельности, чтобы люди не уставали и сохраняли максимальную активность на занятии, понимать, какую роль человеку дать в каждом новом задании.

Кстати, о ролях: каждый слушатель получает роль-легенду, которую он сохраняет до конца обучения. Вживаться не нужно: благодаря этой роли человек может абстрагироваться от проблем в своей реальной жизни, преодолеть некоторые страхи, реализовать себя в новом качестве, расширить кругозор и свои умения.

FashionTime.ru: Как вы думаете, ученики, которые обучаются по методу, смогут общаться иначе, легче, и в обычной жизни?

Галина Китайгородская: Да! Это доказано, существует диссертация, посвященная этому вопросу. Эффект, который достигается в общении здесь, переносится на общую манеру общения на родном языке. Люди сами это замечают.

Они становятся более толерантными ко всему чужому. Ведь на время занятия они становятся иностранцами – англичанами, французами, итальянцами, общаются по-другому – как принято у носителей языка.

Мы знаем, что каждый наш ученик – уникальная личность, талантливая и не похожая ни на кого другого. И при таком отношении люди раскрываются, исчезают многие зажимы, барьеры. Активизируется память, воображение, мышление – все эти процессы начинают «работать» на другом уровне. У человека открываются возможности, о которых он даже не подозревал. Поэтому так назван метод. Можно сказать, в честь доктора медицинских наук Георгия Лозанова – великого психотерапевта. В 70-м году я имела счастье с ним познакомиться: он произвел на меня колоссальное впечатление. К сожалению, никому из преподавателей и даже психологов не хотелось разбираться в том, что он имел в виду, в его медицинской терминологии. А я серьезно занялась исследованиями, самообразованием, и психология дала мне ответы на все вопросы.

Галина Китайгородская: «При изучении иностранного языка зубрить ничего не нужно»


FashionTime.ru: Известно, что грамматика — самое сложное в изучении языка. Допустим, человек приходит к вам в школу учить язык с нуля. Вы же объясняете ему правила?

Галина Китайгородская: Нет.

FashionTime.ru: Как же так?

Галина Китайгородская: Грамматика существует не в объяснительной форме, а в самостоятельном постижении. Научно доказано, что речевое устное опережение рождает анализ. Не сначала анализ (именно так традиционно строится обучение), а погружение в естественную речь, понимание смысла, которое рождает анализ. Мы точно знаем, в какой день нужно предложить ученику такую игровую ситуацию, в результате которой он сам становится добытчиком грамматики (улыбается. – прим. FashionTime.ru).

И вообще мы всегда говорим: не надо ничего зубрить! Не надо бесконечно делать формальные упражнения. Никакие слова, никакая грамматика сами по себе не имеют коммуникативной ценности.

Коммуникативную ценность имеет высказывание; смысл — в общении. Мы обеспечиваем запоминание разными средствами и способами, потому что знаем психологическую теорию о непроизвольном запоминании. Оно не имеет пределов.

FashionTime.ru: Получается, ученики — как дети, которые рождаются без правил в голове. Человек погружается в состояние языкового младенчества, если можно так сказать?

Галина Китайгородская: Конечно! Только у детей эти процессы идут годами, а у нас — максимум семь занятий. Я разработала модель: сначала речь, потом анализ этой речи и другой уровень речи, уже со знанием. Так построены упражнения.

FashionTime.ru: Какой средний возраст тех, кто хочет учить язык?

Галина Китайгородская: От 18-ти, но таких немного. В основном, от 25-ти до 40-ка. От 50-ти до 60-ти тоже встречаются, но реже. Границ нет. 


FashionTime.ru: Кого проще втянуть в процесс обучения?

Галина Китайгородская: Любого человека можно включить в процесс. Все зависит от его характера: склонен ли он к общению вообще или не любит людей, не хочет с ними взаимодействовать; образованный ли это человек, любит ли он читать или нет. Имеет значение личность, а не возраст.

Галина Китайгородская: «При изучении иностранного языка зубрить ничего не нужно»
Галина Китайгородская: «При изучении иностранного языка зубрить ничего не нужно»


FashionTime.ru: Я читала про вашу школу одну статью, в которой мне встретилась такая фраза: «В школе Китайгородской берут не каждого; если вы замкнуты, не склонны к непринужденному общению, вас могут и не принять». Бывали ли такие случаи?

Галина Китайгородская: Бывало, но не по этой причине. Не принимали того, кто не знает толком, зачем ему это нужно. Человек приходит, но не хочет учиться. Ждет какого-то чуда, а вкладывать в себя, трудиться – не желает. Таким людям мы предлагаем хорошо подумать, рассказываем, как мы работаем, какие усилия необходимо будет приложить и какого результата реально человек добьется.

Галина Китайгородская: «При изучении иностранного языка зубрить ничего не нужно»


FashionTime.ru: Насколько в обучении важна самостоятельная работа?

Галина Китайгородская: Идеальный вариант, если человек на время обучения дает себе установку: «Я решил овладеть общением на данном языке. Для меня это очень важно. На этот период — это задача номер один». При таком подходе результат будет впечатляющим. Если прийти и ничего не делать – получится не самое разумное вложение средств и времени.

FashionTime.ru: Мне кажется, людям бывает сложно поверить в то, что можно так быстро научиться общаться на иностранном языке. Вот они учили английский в школе восемь лет, в университете — еще пять. А тут можно прийти и за два месяца выучить.

Галина Китайгородская: Очень часто именно такие к нам и приходят! Система губит на корню. Надо менять все, но никто не хочет этого делать. На стажировках учителя удивляются, как много нужно готовиться к каждому занятию. Это огромный труд. Интересный, дающий невероятную отдачу, но труд. Так готовы работать только увлеченные люди, ведь в профессию педагога надо приходить по призванию. Если человек следует призванию, то он полон любопытства, он хочет сделать лучше, изменить все. Он ищет знания, умения, не боится загрузить себя этим. Если ты выбрал профессию, то, значит, ты хочешь быть мэтром, мастером своего дела. Иначе и работать неинтересно.

FashionTime.ru: В другом отзыве я прочла, что ваши занятия похожи на театр. Вы бы могли это пояснить?

Галина Китайгородская: Считалось, что изречение «вся жизнь — игра» — это светская шутка. На самом деле, я исхожу из философского понятия, что игра — это жизнь, поэтому на занятии надо «играть в жизнь». Игры бывают разными: одни могут быть просто увлекательными, а другие станут мощным инструментом усвоения опыта, инструментом мотивации. Это интереснейшая наука! Любое обучение, построенное таким образом, будет ярким, эффективным и, как следствие, быстрым. Играть в «Школе Китайгородской» — значит учиться общаться на иностранных языках.

FashionTime.ru: Применяются ли санкции к тем, кто прогуливает занятие?

Галина Китайгородская: Нет, ну что вы. Мы всегда доброжелательны, но стараемся объяснить, что ученик так вредит сам себе и своей группе.

FashionTime.ru: Ученики одной группы становятся друзьями за время курса?

Галина Китайгородская: Да, как правило, группа становится коллективом в психологическом понимании слова «коллектив»: сплоченным, где каждый готов помочь другому. Один за всех и все за одного. Многие наши группы продолжают общаться и дружить долгие годы после окончания курса, и это очень ценно.

FashionTime.ru: Сейчас бытует мнение, что сознание современного человека становится очень фрагментарным из-за смартфонов, коротких новостей и тому подобное. Информация становится очень отрывистой, поэтому память у людей становится хуже, способность к выражению своих мыслей — тоже. Обучаемость снижается. Это так?

Галина Китайгородская: Да. И это удручает. Техника опережает и очень влияет на массу психических процессов. Образованность резко падает. Но те, кто пришли — заинтересованы. Они никогда не знают, какой сюрприз их ждет на следующем занятии; это вовлекает любого человека, рождает мотивацию. Волей-неволей, он начинает приспосабливаться, меняться. Мы надеемся, что это влияет и на родную речь.

FashionTime.ru: Вы развиваете учеников? Не только в плане языка, но и в плане общей эрудиции?

Галина Китайгородская: Обязательно! На занятии затрагиваются различные проблемы и, конечно, темы, касающиеся той страны, язык которой они изучают. Это расширяет кругозор: человек узнает многое о культуре этой страны, о художниках, писателях, поэтах.

FashionTime.ru: А какой язык пользуется наибольшей популярностью?

Галина Китайгородская: Ну, конечно, английский язык — всемирный язык. Человек думает, что если он владеет английским, то все дороги для него открыты. Но люди не понимают, что представитель любой другой страны, не англоязычной, иначе отнесется к тому, кто говорит на его родном языке. Он построит отношения иначе, и эти отношения будут гораздо интереснее и эффективнее. Поэтому изучение других языков не менее важно. Иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, способствует повышению интеллекта, расширению кругозора, повышению уровня образованности. 

Автор: Валерия Высокосова
 
 
 



Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.