Светлана Степченко: «Классическая музыка может быть очень занимательной!»
Заслуженная артистка России Светлана Степченко, а также одна из самых известных в нашей стране учительниц музыки по имени Виолетта Модестовна рассказала порталу FashionTime.ru о том, как сделать классическую музыку не только интересной, но и очень занимательной, о чем будет ее новая книга, а также о ближайших зимних и благотворительных проектах.
FashionTime.ru: Евгений Федорович Светланов назвал один из ваших трудов «настоящим творческим подвигом». Речь идет о осуществлении проекта «Антологии русской альтовой музыки». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
Светлана Степченко: Вы знаете, я, правда горжусь этим проектом, но иногда у меня ощущение, что это не я совсем делала, это 12 компакт-дисков русской музыки. Это колоссальная работа, она велась несколько лет. Мы вытаскивали полусгнившие ноты из хранилища консерватории, ноты, сфотографированные даже, и записывали это все в студии на радио благодаря Константину Орбеляну. Антология как родилась? Под влиянием именно записи антологии русской симфонической музыки, которую записал Евгений Светланов. Мне посчастливилось работать с ним, и вот как раз под действием записи антологии симфонической музыки родилась и «Антология русского альта».
FashionTime.ru: Светлана, перед нашим интервью я посмотрела несколько записей «Академии занимательных искусств», скажу честно, оторваться трудно, вы рассказываете об очень интересных вещах. Расскажите, пожалуйста, как родилась идея создать серию занимательных уроков музыки в таком формате.
Светлана Степченко: Это уникальная идея, я думаю, что ни на одном канале этого не было и вряд ли еще повторится. Классическая музыка – это вообще табу для всех каналов, потому что это скучно и неинтересно, хотя и передачи есть о нескучной классике, все равно люди не понимают, о чем это. Эта передача интересна даже взрослым, потому что за 10 минут Виолетта Модестовна рассказывает как раз о том, о чем вы хотели спросить, но не знали у кого и даже боялись. Как родилась передача? Мой друг Юрий Герасимович Григорьев из передачи «Спокойной ночи, малыши» привел меня на телеканал «Радость моя». Сначала это было просто выступление в трапезной после службы, я играла Баха, а потом думаю, это детский телеканал, надо сыграть детский альбом Чайковского. После одного из моих выступлений ко мне подошла генеральный продюсер Марина Шраменко и сказала, что есть такой проект, передача о музыке. Она предложила мне попробовать.
А вам честно скажу, я лет 30 за кадром. Я озвучиваю мультфильмы, пою песни, работала в театре актрисой, но никогда на экране. Я испугалась. Мы придумали образ, имя родилось в коридоре – Виолетта Модестовна. Должен быть маэстро, выходить и что-то рассказывать, а тут… Учительница музыки, это же урок. Креативный продюсер Андрей Сорокин мне говорит: «Слушай, давай будет Виолетта, по аналогии с Виолеттой из «Травиаты». Хорошо. А отчество надо, все же педагоги с отчеством. Раз – и Модестовна, вдруг. Мы сделали пилотную программу, она всем понравилась и после этого сняли 75 программ. Это очень много. «Радость моя» кроме Москвы транслировалась везде, по всей России.
Очки я никогда не ношу, потому что дети меня узнают. Я сижу в кафе, никого не трогаю, напротив ребенок и родители, и вдруг ребенок на меня так смотрит, мама поворачивается, говорит: «Мы с вами знакомы?». Я говорю: «С вами точно нет, а с ребенком знакомы». Ребенок кричит «Виолетта Модестовна!». Пару раз такое было.
FashionTime.ru: Детское признание для вас – это самое главное?
Светлана Степченко: Да, самое главное. Я же озвучивала мультфильмы, детские песни к мультфильмам. И когда мы снимали программу, меня в образе Виолетты Модестовны встретил генеральный продюсер Дома музыки Ольга Лякина и предложила сделать что-то похожее. Первый абонемент был придуман совершенно невероятным образом, а потом все пошло! Так Виолетта Модестовна шагнула уже с экрана в массы. И Виолетта Модестовна – это не только абонемент в Доме музыки, сейчас я наконец достучалась до фонда Хабенского, фонд связан с раковыми детьми, онкологическими больными. По первым числам теперь играю для них.
FashionTime.ru: Светлана, в ММДМ проходят концерты с вашим участием «Веселые уроки музыки». Расскажите, пожалуйста, о них чуть подробнее.
Светлана Степченко: Вы знаете, музыка – это такая удивительная, особенная, живая субстанция. Это то, что нужно любить, не любить это невозможно. А ребенку надо ее дать. Мои концерты – это не просто вышли музыканты и сыграли, мои концерты – это обязательно экран за моей спиной. И обязательно какой-то видеоряд под музыку, потому что ребенок не всегда в состоянии просто ушами пока что услышать классическую музыку. За мной – это всевозможные документальные, анимационные сюжеты. Мне помогает уникальный человек Паша Тимин. Я прихожу, говорю, что музыка будет такая-то, мы садимся вместе и ищем в интернете и архивах самый красивый и невероятный видеоряд. Там может птичка мыться под каприз Поганини, дети начинают смеяться. Детям в подкорку заходит лучшее, музыка в лучшем исполнении, а это, конечно, «Виртуозы Москвы» и солисты Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова. У меня в концерте постоянный калейдоскоп, всевозможные конкурсы, никакой подсадки. Получается что-то невероятное.
У меня обязательно еще в концерте принимает участие кукла Зубок. Видя куклу, совсем маленькие дети начинают лучше воспринимать информацию. Плюс ящик почтовый стоит прямо на сцене. Лежат бумага и ручки, и дети мне пишут письма. Они не только задают вопросы. Вот ребенок пишет, например: «Я очень хочу дудочку!». А дудочка – это блок-флейта, на которой во всей Европе, во всем мире начинают обязательное музыкальное образование. Это самый простой инструмент и стоит он 300 рублей. И я покупаю 10 дудок и вызываю детей, на сцене дарю их. Конечно же, кто-то это унесет как сувенир, поиграет и забросит. А кто-то начинает играть всерьез. Через 2-3 года мне приходят письма «Виолетта Модестовна, вы мне подарили дудочку, я пошел учиться, можно я сыграю?». Приходи, играй! В этом году было неожиданно, некоторые оставляют телефон, кто-то зовет в гости. Я набрала все эти телефоны и всех детей поздравила с Новым годом. Вы не представляете, что было. Дед Мороз просто курит в сторонке. Настоящее чудо свершилось.
FashionTime.ru: Расскажите, кто был вашим первым учителем и привил любовь к музыке.
Светлана Степченко: Моя мама была директором клуба «Подмосковный огонек», пансионат находится на Клязьменском водохранилище, куда очень часто приезжали солисты Москонцерта. Я с детства впитала любовь к музыке, ни одного концерта не пропустила. Мой папа – трубач, он играл в военном оркестре долгое время, рано ушел на пенсию. Мамы уже 30 лет, как нет, умерла. Папа жив еще, здоров, и всю любовь к музыке мне папа привил. Когда я была маленькая, еще в коляске, он уходил в лес, занимался на трубе, а я мирно спала. Он и со мной занимался, а потом, где-то с 3-4 лет я стала участвовать в местной самодеятельности. Меня услышал директор музыкальной школы имени Гнесиных, предложил маме обучение, потому что увидел способности.
FashionTime.ru: Вы успели раскрыть свои таланты и в Большом театре?
Светлана Степченко: Да, Большой театр имел место в моей жизни, я там работала – в детском хоре Большого театра. Вот откуда все, собственно, и пошло. И когда наш хор приглашали очень часто озвучивать песни к фильмам, услышали мой голос. У меня он достаточно хороший, стали приглашать петь соло. Потом началось «А ты можешь сказать?» в мультфильме каком-то, спела какую-то песенку – скажи два слова. Так я даже заменила Клару Румянцеву в свое время, стала поющей актрисой. Это редко. Поющая, музыкально грамотная актриса – это практически невозможно. Я практически 15 лет пела в детском хоре Большого театра.
FashionTime.ru: Вы очень активный человек, есть ли у вас в планах новые проекты?
Светлана Степченко: Сейчас у меня будет еще один проект, в Подмосковье идет, я с оркестром работаю. Виолетта Модестовна дирижирует, точно так же рассказывает об инструментах, зачем нужен дирижер, и дирижирует оркестром. Когда встал вопрос о том, кто будет дирижировать, я сказала «А какие проблемы?». Я пошла к Спивакову, говорю: «Владимир Теодорович, сломала палочку, у вас нет случайно палочки?». Он мне так веером раскинул несколько штук, выбирай, говорит. Я выбрала и отвечаю: «Вот видите, вы всем говорите, что у вас палочка Бернстайна, а я теперь всем буду говорить, что у меня палочка Спивакова. Так что у меня есть еще вот такой вот проект с оркестром.
FashionTime.ru: Светлана, вы волнуетесь перед выходом на сцену?
Светлана Степченко: Мы говорили с Денисом Мацуевым, я спросила, как он не волнуется, на что он ответил, что его за руки держали, что он рвется на сцену, но он уникальный. А в общей массе все волнуются, я сама до сих пор волнуюсь. У Спивакова до сих пор руки холодные, когда он пожимает руку в конце концерта. Невозможно не волноваться, передается все это эмоционально. Волнение нужно тренировать, просто чаще выступать. Если совсем невозможно справиться, значит нужно искать другой выход. Не выходить на сцену, а обучать детей, допустим, музыке.
FashionTime.ru: Вы ко всему прочему еще и книги пишете, расскажите, пожалуйста, об этом нашим читателям.
Светлана Степченко: Сейчас будет уже вторая книга. Сейчас идет вопрос о переиздании первой книги, потому что ее чуть ли не включили в образовательную программу. Она действительно интересная. Что касается новой книги, на протяжении трех-четырех лет я собираю детские письма, у меня уже чемодан. Это такой позитив их читать. Особенно признания. Я их разделила: «Признания в любви», «Наскальная живопись», «Просилки», «Благодарилки», «Вопросы», «Творческие вопросы». И называться она будет детским вопросом «Зачем на конце альта тряпочка?». А тряпочка там, чтобы не потеть, чтобы инструмент не выскакивал. Так что очень интересные вопросы, они повторяются, много одних и тех же, но суть, в общем, одна и та же, поэтому ответов будет не так много в этой книге. Но будет очень много фотографий с концертов. Я думаю, она будет иметь продолжение.
FashionTime.ru: У вас очень много интересных детских проектов, расскажите, пожалуйста, про один из самых необычных детских проектов, зимних, в которых вы принимаете участие, о новогодней елке.
Светлана Степченко: Это уникальный проект, директор оркестра «Виртуозы Москвы», народный артист России, Григорий Ильич Ковалевский, вдруг предложил мне провести елки с «Виртуозами Москвы». Я очень рада, потому что, во-первых, прочитав сценарии, поняла, что это уникальная елка, она действительно о музыке в Доме музыки. Это полноценный музыкальный спектакль. Но я счастлива еще и потому, что это в Доме музыки происходит, не на какой-либо другой площадке.
FashionTime.ru: Вы активно занимаетесь благотворительностью и помогаете детям. В каких благотворительных проектах принимаете участие сейчас?
Светлана Степченко: Да, я буду давать концерты в онкологических отделениях. Я начинаю так, видите, у скрипки есть секрет! Она зазвучит только тогда, когда вы дотронетесь до нее пальчиком. Понятно, что это моя придумка, но для детей это небольшое чудо. Это уже интрига, и они все тянут ручки. Однажды я вообще подстриглась, пришла в парикмахерскую и говорю «Брей, я в онкологию детскую еду». Для чего это? Для того, чтобы им сказать, сейчас очень модно ходить с короткими стрижками, сейчас волосы выпали, пока лекарства действуют, а потом они вырастут, будут у вас кудрявые, густые и прекрасные. И они мне верят. А еще я говорю, вот сейчас вы пройдете курс и придете ко мне на концерт, с администрацией мы договорились о бесплатных билетах. Этот период своей жизни они запомнят, что Виолетта Модестовна пригласила их на концерт, значит они должны выздороветь. 85% побеждают болезнь, это мне сказала заведующая отделением в Екатеринбурге. Я спросила, что им можно, что нельзя, мне ответили, что им все можно, они такие же дети. Все люди, которые со мной выступают, музыканты, мои друзья, они тоже все по-разному реагируют, некоторые даже плачут. Я держусь, меня к вечеру нагоняет, перед глазами стоят эти дети, но я считаю, что привозить такие концерты важно. Я еще в хосписах часто играю, это как исповедь для людей, последнее причастие к музыке. Исповедь – то, что они мне потом начинают рассказывать, не отпускают. Музыка – это отдельное живое существо для меня. И надо ее так любить, чтобы все получалось, как получается.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.