Выставка «Александрас Мацияускас. Ретроспектива» в галерее им. братьев Люмьер
Дата мероприятия: 29 Сентября 2009 - 24 Октября 2009
В рамках проекта «Антология русской фотографии. Фото 60–70-х», фотогалерея имени братьев Люмьер начинает серию выставок «Классики литовской фотографии».
Говорить о фотографии эпохи оттепели и следующего десятилетия невозможно без учета опыта литовской школы. Ее влияние на советскую фотографию второй половины ХХ века было очень велико. Мы уверены, что, познакомив московского зрителя с работами «Классиков литовской фотографии» того времени, сможем полноценно раскрыть развитие фотоискусства в СССР.
Первой мы представляем экспозицию Александра Мацияускаса – яркого представителя каунасской школы, создавшего собственный узнаваемый стиль.
Известность впервые пришла к нему в 1969 году, когда в Москве в Доме журналистов была показана выставка «9 литовских фотографов». Тогда критики заговорили о феномене «литовской школы фотографии». Среди мастеров этой школы Мацияускас выделялся витальной энергией своих работ. Как писал критик Лев Аннинский, «Ракаускас – воодушевлял. Суткус и Кунчюс заставляли думать. Но потрясает в литовской школе – Мацияускас. Неистовый и мощный художник живой природной плоти».
Открытия литовской школы не несли примет этнографической экзотики. Казалось, Мацияускас снимал повседневную жизнь Литвы. Названия серий «Демонстрации», «Сельские базары», «Литовские свадьбы», «Ветеринарные клиники», «Прощание» не обещали ничего увлекательного. Но перед широкоугольным объективом мастера, деформировавшим пространство снимка и задававшим резкие ракурсы, самые обыденные сюжеты приобретали масштаб шекспировской драмы.
Эти снимки сельской жизни для советской фотографии были ярким воплощением непредвзятости, нездешней свободы. Они несли в себе признаки европейского модернизма. В этом смысле литовская фотография, в том числе Мацияускаса, воспринималась в СССР как явление западное.
Впрочем, не только в СССР. Еще в 1978 году Мацияускас получает специальный приз на триеннале во Фрибурге. Тогда же одним из первых в СССР (если не единственным) он вступает в Международную федерацию фотоискусства (FIAP), получив звание фотохудожника. Кураторы Бельгии, Франции, Америки, Италии начиная с 1978 года приглашали Мацияускаса как равноправного участника европейского диалога. Например, вместе со знаменитыми фотографами Биллом Брандтом и Марио Джакомелли, как это было на выставке 1980 года в Брюсселе. Он участвует в известной выставке «Грани модернизма» в Хьюстоне в 1986 году.
Его фотографии захватывают интересом и любовью к жизни. Ее коллизии, драматические и смешные, трагические и нелепые, живы в его работах, жанр которых так трудно определить. Портрет у него норовит обернуться пейзажем, а пейзаж – драмой.
Фотогалерея имени братьев Люмьер рада представить зрителям три самые известные серии знаменитого автора: «Демонстрации», «Сельские базары», «Ветеринарные клиники».
Говорить о фотографии эпохи оттепели и следующего десятилетия невозможно без учета опыта литовской школы. Ее влияние на советскую фотографию второй половины ХХ века было очень велико. Мы уверены, что, познакомив московского зрителя с работами «Классиков литовской фотографии» того времени, сможем полноценно раскрыть развитие фотоискусства в СССР.
Первой мы представляем экспозицию Александра Мацияускаса – яркого представителя каунасской школы, создавшего собственный узнаваемый стиль.
Известность впервые пришла к нему в 1969 году, когда в Москве в Доме журналистов была показана выставка «9 литовских фотографов». Тогда критики заговорили о феномене «литовской школы фотографии». Среди мастеров этой школы Мацияускас выделялся витальной энергией своих работ. Как писал критик Лев Аннинский, «Ракаускас – воодушевлял. Суткус и Кунчюс заставляли думать. Но потрясает в литовской школе – Мацияускас. Неистовый и мощный художник живой природной плоти».
Открытия литовской школы не несли примет этнографической экзотики. Казалось, Мацияускас снимал повседневную жизнь Литвы. Названия серий «Демонстрации», «Сельские базары», «Литовские свадьбы», «Ветеринарные клиники», «Прощание» не обещали ничего увлекательного. Но перед широкоугольным объективом мастера, деформировавшим пространство снимка и задававшим резкие ракурсы, самые обыденные сюжеты приобретали масштаб шекспировской драмы.
Эти снимки сельской жизни для советской фотографии были ярким воплощением непредвзятости, нездешней свободы. Они несли в себе признаки европейского модернизма. В этом смысле литовская фотография, в том числе Мацияускаса, воспринималась в СССР как явление западное.
Впрочем, не только в СССР. Еще в 1978 году Мацияускас получает специальный приз на триеннале во Фрибурге. Тогда же одним из первых в СССР (если не единственным) он вступает в Международную федерацию фотоискусства (FIAP), получив звание фотохудожника. Кураторы Бельгии, Франции, Америки, Италии начиная с 1978 года приглашали Мацияускаса как равноправного участника европейского диалога. Например, вместе со знаменитыми фотографами Биллом Брандтом и Марио Джакомелли, как это было на выставке 1980 года в Брюсселе. Он участвует в известной выставке «Грани модернизма» в Хьюстоне в 1986 году.
Его фотографии захватывают интересом и любовью к жизни. Ее коллизии, драматические и смешные, трагические и нелепые, живы в его работах, жанр которых так трудно определить. Портрет у него норовит обернуться пейзажем, а пейзаж – драмой.
Фотогалерея имени братьев Люмьер рада представить зрителям три самые известные серии знаменитого автора: «Демонстрации», «Сельские базары», «Ветеринарные клиники».
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.