Выставка Бертрана Лавье в ЦУМе

Дата мероприятия: 21 Мая 2010 - 4 Июля 2010
Источник: FashionTime.ru
Бертран Лавье (Bertrand Lavier, род. 4 июня 1949 г.) — один из самых значимых европейских художников поколения, сформировавшегося после культурной революции 1968 года и во многом определившего облик современного искусства Франции. Дебютировав на международной художественной сцене в начале 1970-х, Лавье уже в середине этого десятилетия представлял Францию на Венецианской Биеннале и на других крупнейших форумах современного искусства. В последующие годы художник принял участие в таких знаковых для современности проектах, как Documenta VII (1982) и Documenta VIII (1987) в Касселе, Big Bang в Центре Помпиду (2005), «Сила искусства» в Гран Пале (2006). Работы Бертрана Лавье входят в коллекции таких музеев, как MoMA в Нью-Йорке, Tate Modern в Лондоне, Центр Помпиду в Париже, а также находятся в крупнейших частных собраниях.

Вслед за Марселем Дюшаном, бросившим в 1917 году в лицо консервативному обывателю свой знаменитый «Писсуар», Бертран Лавье не сомневается в том, что любой предмет может рассматриваться как произведение искусства. Впрочем, Лавье не столько заимствует прием знаменитого дадаиста, сколько по-новому интерпретирует концепцию ready-made. Лавье репрезентирует нам предмет в его неприкосновенности и одновременно видоизменяет его, покрыв толстым слоем краски. Впрочем, этот прием, ставший визитной карточкой художника, является не декоративной находкой, а концептуальным жестом. Лавье задается фундаментальными для современного искусства вопросами: чем сегодня являются скульптура и живопись и что в наше время всеобщей апроприации заслуживает определения «произведение искусства». К этим практически академическим проблемам Бертран Лавье подходит с истинно французским остроумием и одновременно декартовской остротой ума. Произведения Лавье являются объектом как таковым (так, даже покрытые толстым слоем краски рояль или огнетушитель не теряют своей функциональности) и одновременно его изображением.

Мастер веселого абсурда Бертран Лавье создает  свои знаменитые инсталляции из невозможных на первый взгляд сочетаний предметов. Холодильник становится постаментом для дивана в форме женских губ, наковальня гордо возвышается над сейфом, а яркие дизайнерские стулья и кресла венчают скучную конторскую мебель. Все эти объекты не имеют ничего общего друг с другом, но для художника в равной мере воплощают ненавязчивую, незаметную, привычную глазу, но, тем не менее, пронизанную поэзией повседневности красоту современного мира. Собственно, это переходное состояние между утилитарной вещью и произведением искусства, между повседневностью и вечностью, между обывательским представлением об искусстве и профессиональным дискурсом и привлекает Бертрана Лавье. По мнению художника, поэзия чаще всего рождается из случайности, точно так же случайно родилось название его московского проекта — «Aftermoon». Именно эта оговорка или ошибка, сделанная в английском носителем другого языка и другой культуры, дала толчок концептуальному развитию проекта.

Впрочем, в не меньшей степени, чем с современностью, ее банальными и оригинальными чертами, Бертран Лавье работает с авангардистской традицией. Так, используя созданный по эскизам Сальвадора Дали знаменитый диван, в котором был увековечен рот актрисы Мэй Уэст, Лавье скрещивает символ сюрреалистической чувственности с символом современной бесчувственности — белым, герметичным холодильником. Другой знаменитый проект Лавье — «Walt Disney Productions» был создан под впечатлением от диснеевского комикса 1952 года, на котором изображена чета Маусов в музее современного искусства. «Микки, тебе нравится абстрактное искусство?» — задает вопрос Минни, хотя по лицу ее приятеля уже понятно, что среди абстрактной скульптуры и живописи знаменитый мышонок чувствует себя не в своей тарелке. Комикс, в котором высмеивается непонятное американскому обывателю 1950-х современное и особенно беспредметное искусство, вдохновил Лавье на то, чтобы воспроизвести диснеевский музей абстрактных форм в рамках настоящего музейного проекта — выставки в Музее современного искусства города Парижа.

Для выставки в Москве Бертран Лавье привезет 12 произведений, каждое из которых символизирует определенный этап его творческой эволюции. Но московская выставка вовсе не станет очередной ретроспективой западного художника в России. Еще в 1984 году Лавье провозгласил: «Я не произвожу изображения, у меня нет мастерской, я делаю — выставки!» Этому принципу художник остался верен и сегодня: каждый новый проект Лавье — это сложно срежиссированная пространственно-временная постановка, в которой первостепенную роль играют не только авторские произведения, но и площадка, на которой происходит действие, а также свет и звук. Специально для своего московского проекта в ЦУМ Art Foundation Бертран Лавье создаст новое произведение, романтичное и возвышенное, во многом воплощающее остроумные идеи знаменитого французского художника.


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.