Выставка Натальи Смолянской «Frame Break» в галерее RuArts
Дата мероприятия: 25 Мая 2011 - 2 Июля 2011
Новая серия работ Натальи Смолянской непосредственно связана с движением. Художница осмысляет два его типа. Первый соотносится с пластикой человеческого тела, его положением в пространстве. Второй – с передачей движения в живописи и рисунке, индивидуальными трактовками экспериментов футуризма и супрематизма. У Малевича и его современников из объединений Bauhaus и De Stijl Наталья Смолянская берет два основных цвета – черный и красный. С их помощью авангардисты передавали динамику пространственного расположения объектов. Эти цвета, однако, используются Смолянской для того, чтобы запечатлеть эмоции, чуждые эпохе, в которой были открыты их универсальные возможности. Выставка «Frame Break» повествует об одиночестве, кризисе, социальной и психологической раме («frame») и попытках выхода за ее пределы («break»).
Рама и в авангарде воспринималась как враг искусства, поскольку оформляла иллюзорное пространство традиционной картины. Отсюда стремление либо отменить ее совсем, либо трансформировать согласно задачам картины, сделать логичным продолжением полотна (что ярче всего проявлялось в самодельных рамах Джакомо Баллы). У Натальи Смолянской рама осмыслена не как предмет оформления картины, а как невидимая граница между произведением и реальностью. Центральными для выставки объектами становятся свободно стоящие в пространстве картины на прозрачной пластмассе, к которым с помощью магнитов крепятся супрематические элементы – прямоугольники и квадраты. Благодаря прозрачной основе абстрактные фигуры, отдаленно напоминающие персонажей «Танца» Анри Матисса, освобождаются от давления рамы и повисают в воздухе. Их положение в пространстве не зафиксировано нейтральным или натуралистическим фоном. К тому же, они отбрасывают реальную, а не нарисованную тень, что сближает их со скульптурой, но не настолько, чтобы придать физический вес и лишить экспрессивной легкости.
Основой для графичных конструкций послужил опыт работы с Анной Кузнецовой из ныне распавшейся группы «Слепые», работавшей в редком для России поле современного танца. В качестве сценографа и постановщика Наталья Смолянская сделала два перформанса – «Перекресток» и «Сестра». Опыт работы с театральным пространством угадывается в использовании мобильных элементов, с помощью которых композиция работ может быть изменена и исправлена в зависимости от настроения художника. Впервые, однако, эти приемы Смолянская использовала еще в ранних работах, созданных для выставок группы «Полигон». В постановках Смолянской у танцовщицы возникает двойник – тень или кукла-«сестра» – выступающий в качестве символического и обобщенного отображения «другой жизни» оригинала. Это драматичный взгляд на вечную тему художника и модели, вернее, художника и произведения, внутренних переживаний, застывающих в неизменной форме. Главная задача фигур на выставке «Frame Break» состоит в том, чтобы уйти от определенности объекта и застывшего чувства. Они как будто уворачиваются от пространственных ограничений, выбирая постоянное движение. Это особенно ощущается при взгляде на графику Смолянской, где перед нами – своеобразные раскадровки перформансов.
Футуристы, влюбленные в технику, живописали «динамизм» автомобиля, поезда или самолета. Наталье Смолянской ближе лирика. У нее, скорее, «динамизм утраты» – утраты твердой почвы под ногами, баланса и спокойствия. Фигуры Смолянской не встают в героические позы, они всегда наклонены, как будто изображены в момент падения. Супрематические элементы, которые когда-то были символами освобождения искусства от диктата реальности, в работах Смолянской играют двойную, даже взаимоисключающую роль. Они ограничивают фигуры, давят, скрывают фрагменты тел. С другой стороны, именно им суждено выйти за пределы прозрачных картин и устремиться в реальность. Может быть, они, сломав раму, послужат для персонажей Смолянской спасительной лестницей в мир.
Галерея RuArts
25 мая – 2 июля 2011 года
Живопись, графика, коллаж, видео
Вернисаж: 24 мая, вторник, 19.00–22.00
Рама и в авангарде воспринималась как враг искусства, поскольку оформляла иллюзорное пространство традиционной картины. Отсюда стремление либо отменить ее совсем, либо трансформировать согласно задачам картины, сделать логичным продолжением полотна (что ярче всего проявлялось в самодельных рамах Джакомо Баллы). У Натальи Смолянской рама осмыслена не как предмет оформления картины, а как невидимая граница между произведением и реальностью. Центральными для выставки объектами становятся свободно стоящие в пространстве картины на прозрачной пластмассе, к которым с помощью магнитов крепятся супрематические элементы – прямоугольники и квадраты. Благодаря прозрачной основе абстрактные фигуры, отдаленно напоминающие персонажей «Танца» Анри Матисса, освобождаются от давления рамы и повисают в воздухе. Их положение в пространстве не зафиксировано нейтральным или натуралистическим фоном. К тому же, они отбрасывают реальную, а не нарисованную тень, что сближает их со скульптурой, но не настолько, чтобы придать физический вес и лишить экспрессивной легкости.
Основой для графичных конструкций послужил опыт работы с Анной Кузнецовой из ныне распавшейся группы «Слепые», работавшей в редком для России поле современного танца. В качестве сценографа и постановщика Наталья Смолянская сделала два перформанса – «Перекресток» и «Сестра». Опыт работы с театральным пространством угадывается в использовании мобильных элементов, с помощью которых композиция работ может быть изменена и исправлена в зависимости от настроения художника. Впервые, однако, эти приемы Смолянская использовала еще в ранних работах, созданных для выставок группы «Полигон». В постановках Смолянской у танцовщицы возникает двойник – тень или кукла-«сестра» – выступающий в качестве символического и обобщенного отображения «другой жизни» оригинала. Это драматичный взгляд на вечную тему художника и модели, вернее, художника и произведения, внутренних переживаний, застывающих в неизменной форме. Главная задача фигур на выставке «Frame Break» состоит в том, чтобы уйти от определенности объекта и застывшего чувства. Они как будто уворачиваются от пространственных ограничений, выбирая постоянное движение. Это особенно ощущается при взгляде на графику Смолянской, где перед нами – своеобразные раскадровки перформансов.
Футуристы, влюбленные в технику, живописали «динамизм» автомобиля, поезда или самолета. Наталье Смолянской ближе лирика. У нее, скорее, «динамизм утраты» – утраты твердой почвы под ногами, баланса и спокойствия. Фигуры Смолянской не встают в героические позы, они всегда наклонены, как будто изображены в момент падения. Супрематические элементы, которые когда-то были символами освобождения искусства от диктата реальности, в работах Смолянской играют двойную, даже взаимоисключающую роль. Они ограничивают фигуры, давят, скрывают фрагменты тел. С другой стороны, именно им суждено выйти за пределы прозрачных картин и устремиться в реальность. Может быть, они, сломав раму, послужат для персонажей Смолянской спасительной лестницей в мир.
Галерея RuArts
25 мая – 2 июля 2011 года
Живопись, графика, коллаж, видео
Вернисаж: 24 мая, вторник, 19.00–22.00
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.