Кино недели: «Бесславные ублюдки»
Время публикации: 25 Августа 2009
Бесславные ублюдки / Inglourious Basterds
★★★☆☆
★★★☆☆
Режиссер: Квентин Тарантино (Quentin Tarantino)
В ролях: Брэд Питт (Brad Pitt), Мелани Лоран (Melanie Laurent), Кристоф Вальц (Christoph Waltz), Майкл Фассбендер (Michael Fassbender), Даниэль Брюль (Daniel Bruhl), Тиль Швайгер (Til Schweiger), Диана Крюгер (Diane Kruger)
Однажды в оккупированной нацистами Франции полковник СС Ланда (Вальц) – Антон Чигур и Шерлок Холмс в одном лице – с дружелюбием и обходительностью записного мерзавца заставляет многодетного фермера выдать прячущихся в подвале евреев. Спасается лишь юная Шосанна (Лоран), четыре года спустя владеющая парижским кинотеатром, который стараниями увлекшегося девушкой военного героя (Брюль) собирается посетить вся верхушка Третьего рейха. Группа американских евреев под предводительством усатого лейтенанта Альдо Рейна (Питт), снимающая нацистские скальпы во французских лесах, с примкнувшими к ним немецким отморозком (Швайгер), немецкой же кинозвездой (Крюгер) и британским кинокритиком (Фассбендер) собирается туда же.
Предыстория известна более или менее всем: “Бесславных ублюдков”, этот адаптированный для синефильского эпика альтернативный сценарий Второй Мировой, Тарантино начал сочинять чертову тучу лет назад, а потом вдруг резко ускорился и снял фильм за несколько месяцев, успев к каннской премьере. Читая отрывки сценария, следя за пополнениями в актерском ансамбле, в сотый раз пересматривая трейлер, в посулы режиссера, многажды пообещавшего шедевр, охотно веришь – в самом деле, с чего это нам не верить Квентину, дававшему жару, огня и прорву поводов для разговора каждым своим фильмом. Все шло к тому, что “Ублюдки” сорвут дежурные овации – а они вместо этого вызывают искреннее недоумение.
Фильмы Тарантино всегда непросто анализировать – неустанно апеллируя к богатому синефильскому опыту, примитивные зрительские инстинкты они возбуждают с не менее убойной силой. Эта двойственность служила Квентину и защитным панцирем, и иммунитетом от критики; всякий ругавший “Доказательство смерти” выглядел дураком – ну кто на голубом глазу поносит би-муви и как можно не захрюкать от восторга после такой концовки? Так вот, основная проблема “Бесславных ублюдков” – не в корявости художественного высказывания и уж точно не в дефиците коннотаций, а – кто бы мог подумать - в fun-части.
На протяжении двух часов и четырех (из пяти) частей “Ублюдки” кажутся не выдающимся, но как минимум очень приличным фильмом: напоминая то “Однажды на Диком Западе”, то “Грязную дюжину” (как всегда, здорово), жонглируя английским, немецким и французским языками (неплохо) и давая проявить себя актерам (Вальц - отличный, Лоран - чудесная, Швайгер - смешной, Питт опять кривляется, а за Фассбендером – будущее) и врубая напоследок Дэвида Боуи, Тарантино выстраивает довольно многообещающую подводку к финалу – после чего оглушительно, с грохотом и треском проваливается.
Пятая часть, даром что именно на нее приходится единственный по-настоящему смешной эпизод (встреча полковника Ланды и лейтенанта Рейна), не удалась настолько, что перебивает все иные впечатления от фильма. Глупый капустник, скверный анекдот, нелепая попытка раскрыть тему (которая, на минуточку, совсем не “Как я провел лето”) двумя общими фразами – то ли Квентину решительно изменил вкус, то ли ему следовало поработать над сценарием еще лет десять.
В случае с любым другим режиссером этот пшик можно было бы вежливо не заметить и великодушно простить. Если уж на то пошло, и самому Тарантино позволительно многое: и хождение по реваншистскому кругу, и тридесятое доение фильмографии Эннио Морриконе, и финальная фраза (самый правдоподобный ответ на вопрос, про что этот фильм на самом деле). Горе Квентина – от ума, но горе это – не беда, а беда в том, кого он вырастил из своих зрителей и особенно поклонников. Таких же, как он сам, синефилов. Таких не проведешь: “Бесславные ублюдки” – местами интересная, местами обаятельная, местами вовсе блистательная, но все же халтура.
В ролях: Брэд Питт (Brad Pitt), Мелани Лоран (Melanie Laurent), Кристоф Вальц (Christoph Waltz), Майкл Фассбендер (Michael Fassbender), Даниэль Брюль (Daniel Bruhl), Тиль Швайгер (Til Schweiger), Диана Крюгер (Diane Kruger)
Однажды в оккупированной нацистами Франции полковник СС Ланда (Вальц) – Антон Чигур и Шерлок Холмс в одном лице – с дружелюбием и обходительностью записного мерзавца заставляет многодетного фермера выдать прячущихся в подвале евреев. Спасается лишь юная Шосанна (Лоран), четыре года спустя владеющая парижским кинотеатром, который стараниями увлекшегося девушкой военного героя (Брюль) собирается посетить вся верхушка Третьего рейха. Группа американских евреев под предводительством усатого лейтенанта Альдо Рейна (Питт), снимающая нацистские скальпы во французских лесах, с примкнувшими к ним немецким отморозком (Швайгер), немецкой же кинозвездой (Крюгер) и британским кинокритиком (Фассбендер) собирается туда же.
Предыстория известна более или менее всем: “Бесславных ублюдков”, этот адаптированный для синефильского эпика альтернативный сценарий Второй Мировой, Тарантино начал сочинять чертову тучу лет назад, а потом вдруг резко ускорился и снял фильм за несколько месяцев, успев к каннской премьере. Читая отрывки сценария, следя за пополнениями в актерском ансамбле, в сотый раз пересматривая трейлер, в посулы режиссера, многажды пообещавшего шедевр, охотно веришь – в самом деле, с чего это нам не верить Квентину, дававшему жару, огня и прорву поводов для разговора каждым своим фильмом. Все шло к тому, что “Ублюдки” сорвут дежурные овации – а они вместо этого вызывают искреннее недоумение.
Фильмы Тарантино всегда непросто анализировать – неустанно апеллируя к богатому синефильскому опыту, примитивные зрительские инстинкты они возбуждают с не менее убойной силой. Эта двойственность служила Квентину и защитным панцирем, и иммунитетом от критики; всякий ругавший “Доказательство смерти” выглядел дураком – ну кто на голубом глазу поносит би-муви и как можно не захрюкать от восторга после такой концовки? Так вот, основная проблема “Бесславных ублюдков” – не в корявости художественного высказывания и уж точно не в дефиците коннотаций, а – кто бы мог подумать - в fun-части.
На протяжении двух часов и четырех (из пяти) частей “Ублюдки” кажутся не выдающимся, но как минимум очень приличным фильмом: напоминая то “Однажды на Диком Западе”, то “Грязную дюжину” (как всегда, здорово), жонглируя английским, немецким и французским языками (неплохо) и давая проявить себя актерам (Вальц - отличный, Лоран - чудесная, Швайгер - смешной, Питт опять кривляется, а за Фассбендером – будущее) и врубая напоследок Дэвида Боуи, Тарантино выстраивает довольно многообещающую подводку к финалу – после чего оглушительно, с грохотом и треском проваливается.
Пятая часть, даром что именно на нее приходится единственный по-настоящему смешной эпизод (встреча полковника Ланды и лейтенанта Рейна), не удалась настолько, что перебивает все иные впечатления от фильма. Глупый капустник, скверный анекдот, нелепая попытка раскрыть тему (которая, на минуточку, совсем не “Как я провел лето”) двумя общими фразами – то ли Квентину решительно изменил вкус, то ли ему следовало поработать над сценарием еще лет десять.
В случае с любым другим режиссером этот пшик можно было бы вежливо не заметить и великодушно простить. Если уж на то пошло, и самому Тарантино позволительно многое: и хождение по реваншистскому кругу, и тридесятое доение фильмографии Эннио Морриконе, и финальная фраза (самый правдоподобный ответ на вопрос, про что этот фильм на самом деле). Горе Квентина – от ума, но горе это – не беда, а беда в том, кого он вырастил из своих зрителей и особенно поклонников. Таких же, как он сам, синефилов. Таких не проведешь: “Бесславные ублюдки” – местами интересная, местами обаятельная, местами вовсе блистательная, но все же халтура.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.