Золотая коллекция: лучшие фильмы братьев Коэн
Время публикации: 29 Октября 2009
Меньше месяца осталось до выхода в российский прокат “Серьезного человека” (A Serious Man) – 14-го фильма Итана и Джоэла Коэнов (Ethan Coen and Joel Coen). Готовясь к одной из главных премьер осени, FashionTime освежил в памяти еще 10 больших и маленьких удач самобытнейших режиссеров и выдающихся сценаристов. Если что, не обманувших ожиданий и в этот раз.
10
“О где же ты, брат?” (O Brother, Where Art Thou?), 2000
Сюжет: Три уголовника бегут с каторги – чтобы поскорее разделить принадлежащий одному из них миллион, который через четыре дня смоет; дальнейшие события подозрительно напоминают сюжет “Одиссеи”.
Вердикт: Не заработавшая “Оскаров”, зато выигравшая стараниями продюсера саундтрека Ти-Боуна Бернетта (T-Bone Burnett) “Грэмми” за лучший альбом года, да еще и преуспевшая в прокате славная музыкально-приключенческая придурь; последний коэновский фильм с участием Джона Гудмена (John Goodman), первый – с Джорджем Клуни (George Clooney).
9
“Подручный Хадсакера” (The Hudsucker Proxy), 1994
Сюжет: Молодого, восторженного и недалекого курьера назначают руководить компанией, предыдущий босс которой выбросился из окна 45-го (считая мезонин) этажа; курьер изобретает хула-хуп.
Вердикт: Необязательная, но по-коэновски очаровательная (см. также “Невыносимая жестокость” или “Игры джентльменов”) рождественская мелодрама, ставшая одной из последних работ в кино Пола Ньюмена (Paul Newman) и обернувшаяся грандиозным кассовым провалом: заполучив рекордный для себя 25-миллионный бюджет, Коэны не вернули студии и трех.
8
“Человек, которого не было” (The Man Who Wasn’t There), 2001
Сюжет: Женатому на алкоголичке парикмахеру предлагают поучаствовать деньгами в самом перспективном в послевоенные годы бизнесе – химчистке; за деньгами, которых у него не было, парикмахер обращается посредством анонимного письма к боссу – и любовнику – своей жены.
Вердикт: Преступно недооцененный неонуар, с которого началась смутное для Коэнов время работ, которые не нравились ни зрителям, ни – в кои-то веки – критикам. Одно из первых – и самых симптоматичных – голливудских камео главной блондинки двухтысячных Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson).
7
“Перекресток Миллера” (Miller’s Crossing), 1990
Сюжет: В пожелавшем остаться неназванным американском городе из-за жадности и женщины завязывается гангстерская война; на том или ином перекрестке по очереди оказываются все существенные герои, некоторые – не единожды.
Вердикт: Рекламировавшийся как оммаж классическим криминальным драмам, “Перекресток Миллера” оказался, как это принято у Коэнов, кино с двойным дном: сколь суровым, столь и абсурдным. Первая значительная роль уже преуспевшего к тому времени в театре и на ТВ ирландца Гэбриела Бирна (Gabriel Byrne).
6
“Просто кровь” (Blood Simple), 1984
Сюжет: Владелец техасского бара нанимает частного детектива, чтобы подтвердить неприятное подозрение насчет одного из своих подчиненных и собственной жены.
Вердикт: Драматичный, напряженный, продемонстрировавший во всей красе будущего режиссера “Семейки Аддамс” и “Людей в черном”, а тогда начинающего оператора Барри Зонненфельда (Barry Sonnenfeld), дебютный фильм Коэнов стал их первым золотым стандартом, с которым удобно и уместно сравнивать оба “оскаровских” триумфа братьев.
5
“Бартон Финк” (Barton Fink), 1991
Сюжет: Бартон Финк – молодой и амбициозный бродвейский драматург, которого приглашают в Голливуд и озадачивают довольно странным заказом; странности, однако, только начинаются.
Вердикт: Язвительный, остроумный и очень здорово снятый (в амплуа штатного оператора Коэнов дебютировал гениальный Роджер Дикинс), “Бартон Финк” – первый и пока последний фильм, взявший все три главных приза Канн. В одной только “Википедии” ему посвящена целая повесть, с главами вроде “Фолкнер”, “Фашизм” и “Рабство”. Если у “Серьезного человека” есть идейный соратник, то это как раз “Бартон Финк”.
4
“Фарго” (Fargo), 1996
Сюжет: В маленьком, заснеженном и обледенелом городке у черта на рогах маленький, жалкий и противный лузер в ушанке заказывает похищение собственной жены; последствия этого необдуманного поступка расследует беременная женщина-мент.
Вердикт: Коммерческий прорыв Коэнов – фактический авторемейк их дебюта, где все решило перераспределение ролей (больше всего, включая “Оскар”, от него выиграла жена Дж. Коэна Фрэнсис Макдорманд (Frances McDormand), из преследуемой ставшая следовательницей). Первая прямолинейная и самая доходчивая работа братьев.
3
“Сжечь после прочтения” (Burn After Reading), 2008
Сюжет: Один умный, но спивающийся аналитик ЦРУ лишается работы, попадая в плотное окружение из многочисленных кретинов, болванов и олигофренов, маскирующихся под внешностью голливудских звезд.
Вердикт: Блистательная трагикомедия, каждый просмотр которой добавляет ей несколько дополнительных очков. Вроде бы легкомысленный, предположительно написанный на коленке и бог весть какой по счету праздник идиотов – при участии мелированного Брэда Питта (Brad Pitt) – обернулся едва ли не самым острым и актуальным фильмом Коэнов.
2
“Старикам тут не место” (No Country for Old Men), 2007
Сюжет: Симпатичный техасский парень находит чемодан с деньгами, по следам которого устремляется едва ли не самый зловещий в голливудской истории киллер, которого при всем желании не обезвредит пожилой шериф.
Вердикт: Эталонный во всех отношениях – от выдающегося кастинга до блестящей работы Роджера Дикинса (Roger Deakins), от бережного отношения к экранизируемому первоисточнику до бескомпромиссного финала – фильм-лауреат четырех “Оскаров”. Давно напрашивавшееся возвращение Коэнов к их ранней и, как и прежде, беспроигрышной стилистике.
1
“Большой Лебовски” (The Big Lebowski), 1998
Сюжет: 40-летнего бездельника, игрока в боулинг и любителя коктейля “Белый русский” все зовут Чуваком, но нашлись двое, которые узнали его настоящее имя – Джеффри Лебовски; один из них неосмотрительно помочился Чуваку на ковер.
Вердикт: Стоунер-классика, из которой не выбросишь ни слова, ни полслова – сценарный мастер-класс Итана с Джоэлом стал и персональным бенефисом Джеффа Бриджеса (Jeff Bridges), и неоспоримым аргументом в пользу того, что провал в прокате – не конец света. DVD “Большой Лебовски” – один из самых продаваемых в истории, а ежегодные Лебовски-фесты собирают аудитории, не снившиеся иным рок-фестивалям.
10
“О где же ты, брат?” (O Brother, Where Art Thou?), 2000
Сюжет: Три уголовника бегут с каторги – чтобы поскорее разделить принадлежащий одному из них миллион, который через четыре дня смоет; дальнейшие события подозрительно напоминают сюжет “Одиссеи”.
Вердикт: Не заработавшая “Оскаров”, зато выигравшая стараниями продюсера саундтрека Ти-Боуна Бернетта (T-Bone Burnett) “Грэмми” за лучший альбом года, да еще и преуспевшая в прокате славная музыкально-приключенческая придурь; последний коэновский фильм с участием Джона Гудмена (John Goodman), первый – с Джорджем Клуни (George Clooney).
9
“Подручный Хадсакера” (The Hudsucker Proxy), 1994
Сюжет: Молодого, восторженного и недалекого курьера назначают руководить компанией, предыдущий босс которой выбросился из окна 45-го (считая мезонин) этажа; курьер изобретает хула-хуп.
Вердикт: Необязательная, но по-коэновски очаровательная (см. также “Невыносимая жестокость” или “Игры джентльменов”) рождественская мелодрама, ставшая одной из последних работ в кино Пола Ньюмена (Paul Newman) и обернувшаяся грандиозным кассовым провалом: заполучив рекордный для себя 25-миллионный бюджет, Коэны не вернули студии и трех.
8
“Человек, которого не было” (The Man Who Wasn’t There), 2001
Сюжет: Женатому на алкоголичке парикмахеру предлагают поучаствовать деньгами в самом перспективном в послевоенные годы бизнесе – химчистке; за деньгами, которых у него не было, парикмахер обращается посредством анонимного письма к боссу – и любовнику – своей жены.
Вердикт: Преступно недооцененный неонуар, с которого началась смутное для Коэнов время работ, которые не нравились ни зрителям, ни – в кои-то веки – критикам. Одно из первых – и самых симптоматичных – голливудских камео главной блондинки двухтысячных Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson).
7
“Перекресток Миллера” (Miller’s Crossing), 1990
Сюжет: В пожелавшем остаться неназванным американском городе из-за жадности и женщины завязывается гангстерская война; на том или ином перекрестке по очереди оказываются все существенные герои, некоторые – не единожды.
Вердикт: Рекламировавшийся как оммаж классическим криминальным драмам, “Перекресток Миллера” оказался, как это принято у Коэнов, кино с двойным дном: сколь суровым, столь и абсурдным. Первая значительная роль уже преуспевшего к тому времени в театре и на ТВ ирландца Гэбриела Бирна (Gabriel Byrne).
6
“Просто кровь” (Blood Simple), 1984
Сюжет: Владелец техасского бара нанимает частного детектива, чтобы подтвердить неприятное подозрение насчет одного из своих подчиненных и собственной жены.
Вердикт: Драматичный, напряженный, продемонстрировавший во всей красе будущего режиссера “Семейки Аддамс” и “Людей в черном”, а тогда начинающего оператора Барри Зонненфельда (Barry Sonnenfeld), дебютный фильм Коэнов стал их первым золотым стандартом, с которым удобно и уместно сравнивать оба “оскаровских” триумфа братьев.
5
“Бартон Финк” (Barton Fink), 1991
Сюжет: Бартон Финк – молодой и амбициозный бродвейский драматург, которого приглашают в Голливуд и озадачивают довольно странным заказом; странности, однако, только начинаются.
Вердикт: Язвительный, остроумный и очень здорово снятый (в амплуа штатного оператора Коэнов дебютировал гениальный Роджер Дикинс), “Бартон Финк” – первый и пока последний фильм, взявший все три главных приза Канн. В одной только “Википедии” ему посвящена целая повесть, с главами вроде “Фолкнер”, “Фашизм” и “Рабство”. Если у “Серьезного человека” есть идейный соратник, то это как раз “Бартон Финк”.
4
“Фарго” (Fargo), 1996
Сюжет: В маленьком, заснеженном и обледенелом городке у черта на рогах маленький, жалкий и противный лузер в ушанке заказывает похищение собственной жены; последствия этого необдуманного поступка расследует беременная женщина-мент.
Вердикт: Коммерческий прорыв Коэнов – фактический авторемейк их дебюта, где все решило перераспределение ролей (больше всего, включая “Оскар”, от него выиграла жена Дж. Коэна Фрэнсис Макдорманд (Frances McDormand), из преследуемой ставшая следовательницей). Первая прямолинейная и самая доходчивая работа братьев.
3
“Сжечь после прочтения” (Burn After Reading), 2008
Сюжет: Один умный, но спивающийся аналитик ЦРУ лишается работы, попадая в плотное окружение из многочисленных кретинов, болванов и олигофренов, маскирующихся под внешностью голливудских звезд.
Вердикт: Блистательная трагикомедия, каждый просмотр которой добавляет ей несколько дополнительных очков. Вроде бы легкомысленный, предположительно написанный на коленке и бог весть какой по счету праздник идиотов – при участии мелированного Брэда Питта (Brad Pitt) – обернулся едва ли не самым острым и актуальным фильмом Коэнов.
2
“Старикам тут не место” (No Country for Old Men), 2007
Сюжет: Симпатичный техасский парень находит чемодан с деньгами, по следам которого устремляется едва ли не самый зловещий в голливудской истории киллер, которого при всем желании не обезвредит пожилой шериф.
Вердикт: Эталонный во всех отношениях – от выдающегося кастинга до блестящей работы Роджера Дикинса (Roger Deakins), от бережного отношения к экранизируемому первоисточнику до бескомпромиссного финала – фильм-лауреат четырех “Оскаров”. Давно напрашивавшееся возвращение Коэнов к их ранней и, как и прежде, беспроигрышной стилистике.
1
“Большой Лебовски” (The Big Lebowski), 1998
Сюжет: 40-летнего бездельника, игрока в боулинг и любителя коктейля “Белый русский” все зовут Чуваком, но нашлись двое, которые узнали его настоящее имя – Джеффри Лебовски; один из них неосмотрительно помочился Чуваку на ковер.
Вердикт: Стоунер-классика, из которой не выбросишь ни слова, ни полслова – сценарный мастер-класс Итана с Джоэлом стал и персональным бенефисом Джеффа Бриджеса (Jeff Bridges), и неоспоримым аргументом в пользу того, что провал в прокате – не конец света. DVD “Большой Лебовски” – один из самых продаваемых в истории, а ежегодные Лебовски-фесты собирают аудитории, не снившиеся иным рок-фестивалям.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.