Кино недели: «Аватар»
Время публикации: 21 Декабря 2009
Аватар / Avatar
★★★★★Режиссер: Джеймс Кэмерон (James Cameron)
В ролях: Сэм Уортингтон (Sam Worthington), Зои Салдана (Zoe Saldana), Сигурни Уивер (Sigourney Weaver), Стивен Лэнг (Stephen Lang), Мишель Родригес (Michelle Rodriguez), Джованни Рибизи (Giovanni Ribisi)
В недалеком будущем предсказуемо исчерпавшие собственные ресурсы земляне присматриваются к Пандоре – живописной планете, богатой редчайшим минералом и населенной хвостатыми синими гуманоидами, которые на нем в буквальном смысле сидят. За культурные связи с пандорианцами отвечает приятная женщина-ученый (Уивер), за добычу минерала – неприятный делец (Рибизи), будущей военной операцией назначен руководить харизматичный полковник (Лэнг), ну а главным героем неожиданно оказывается простодушный морпех в инвалидной коляске (Уортингтон), прилетевший на Пандору заместить погибшего брата и, если повезет, заработать на новые ноги. Подключившись к своему аватару – генетическому двойнику с внешностью пандорианца, – усталый вояка взбодрился, забегал, пострелял, познакомился с дикой природой чужой планеты и, в конце концов, втерся в доверие к ее жителям, включая шуструю дочку (Салдана) местного вождя – к удивлению ученой и радости полковника.
“Мои фильмы не могут позволить себе целевую аудиторию, – признался Джеймс Кэмерон в одном из недавних интервью. – Моя целевая аудитория – все, у кого есть пульс и 15 долларов на билет. А впрочем, хватит и 15 долларов”. Циничный, но единственно верный подход Кэмерона, заслуженно прослывшего самым эффектным режиссером современности задолго до того, как в голливудский обиход вошло слово “визионер”, лучше всего суммирует ожидания от “Аватара”, заблаговременно назначенного главным фильмом декады и не столько подводящего под ней черту, сколько приоткрывающего форточку в будущее.
Если уж на то пошло, привычку ходить в кино очень многие – включая автора этих строк – завели когда-то в связи с предыдущим фильмом Кэмерона, самой кассовой лентой всех времен и народов. “Титаник”, если кто запамятовал, наградили одиннадцатью “Оскарами”, получая один из которых, режиссер процитировал собственный фильм (“Я король мира!”) – и ушел в добровольную отставку на дюжину лет. Камбэк получился еще дороже (не меньше 300 миллионов), еще амбициознее (см. выше) и, что ты будешь делать, еще круче: на протяжении 2 часов 40 минут от IMAX-экрана, где скачут синие великаны, не оторваться, а глазом в 3D-очках, которые атакуют оранжевые птеродактили, не моргнуть.
“Аватар” – технологический триумф такого масштаба, который под силу только Кэмерону с его маниакальным вниманием к деталям и завидным пониманием простых и вечных истин – какой бы нелепицей ни казался его новый фильм на бумаге, в кино он не вызывает вообще никаких вопросов: мозг непрерывно занят обработкой совсем другой информации. Идеи и сюжеты Кэмерона близки и понятны на фундаментальном, базовом уровне. Природа превыше цивилизации. Ответом на насилие может быть только насилие. Приличных людей почти не осталось, но они еще встречаются. Мечтать не вредно, вредно – не мечтать. А верить в бога в принципе необязательно, но попросить его о чем-нибудь, если очень надо, не помешает.
И пусть всю политическую подоплеку излагаемого Кэмероном конфликта несколько убедительнее сформулировали в недавнем “Районе №9”, а хороших шуток тут две, причем одна из них звучит не иначе как “Ага”. И бог с ними, с композитором Хорнером (James Horner), отчаянно пытающимся не заиграть мелодию из “Титаника”, и певицей Леоной Льюис (Leona Lewis), поющей на титрах что-то бессовестно напоминающее “My Heart Will Go On”. Песня называется “I See You”, а соответствующая фраза перекочевала в “Аватар” из “Титаника” же, стала здесь ключевой и, в общем, звучит практически как творческое кредо режиссера. Джеймс Кэмерон по-прежнему видит то, что не умеют (не хотят, стыдятся) видеть другие. И за это мы ему очень обязаны – как минимум 160 минутами учащенного пульса и 15 долларами за билет. А впрочем, хватит и 15 долларов.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.