«Бойцовский клуб»: нарушая запреты
«Первое правило бойцовского клуба – никогда не говорить о бойцовском клубе. Второе правило бойцовского клуба – никогда не говорить о бойцовском клубе» Чак Паланик (Chuck Palahniuk) и Дэвид Финчер (David Fincher) нарушили оба правила. Писатель создал стильный и захватывающий роман, кинорежиссер не менее стильно и захватывающе его экранизировал. Оба автора знали, на что идут – они создавали отповедь поколению массового потребления. И они должны были играть на поле соперника – критиковали массовую культуру, создавая продукт массовой культуры, в последствии трансформировавшийся в объект массового культа. И это было неизбежно.
Джек считает себя успешным человеком. Он еще молод. И он многого добился. Он работает в престижной страховой фирме. Он живет в пентхаусе, обставленном по последней моде. У него даже есть столик в стиле инь-янь. Только одна проблема тревожит его. Бессонница. Перепробовав кучу способов, он находит метод борьбы со своим недугом. Он начинает ходить в сообщества людей с проблемами. Анонимные алкоголики. Люди, страдающие неизлечимыми болезнями. Обреченные на смерть. Он слушает о чужих проблемах и обретает спокойствие. Но это длится недолго. В его жизни практически одновременно появляются два новых человека. Роковая красотка Марла и свободолюбивый анархист Тайлер. В тот же момент времени кто-то взрывает квартиру Джека. И жизнь его резко меняется…
Вышедшему на экраны в самом конце 90-х фильму «Бойцовский клуб» («Fight Club») было уготовано стать манифестом последнего поколения двадцатого века. Картина, снятая бывшим клипмейкером в эстетике MTV, вобрала в себя огромный пласт современной философии и контркультурную поэтику молодежного протеста. Это протест против мира больших корпораций, где люди работают на систему, а система зомбирует их бесчисленной рекламой и ненужной информацией.
В какой-то момент белые воротнички начинают задумываться: а в чем собственно состоит главная ценность их жизни, где истина, для чего они живут? Они покидают свои офисы, и в попытке заново обрести смысл жизни избавляются от всех признаков цивилизации в своем быту и своей голове. А потом хотят освободить других. Но в итоге великая идея порождает глобальный террор, где на пути к свободе взрываются дома, а люди в подпольных клубах избивают друг друга до полусмерти.
Если говорить о художественной стороне «Бойцовского клуба» - то фильм безупречен. Оригинальные операторские решения, нарочито грязная картинка, актуальный и депрессивный саундтрек, потрясающий сценарий и великолепные актерские работы. Эдвард Нортон (Edward Norton), неоднократный номинант «Оскара», продолжает потрясать своим умением вживаться в персонажей, которых играет. Брэд Питт (Brad Pitt) успешно избавляется от своего амплуа «приятных мальчиков» и рисует по-настоящему живой хулиганский образ. И, конечно, Хелена Бонем-Картер (Helena Bonham-Carter), сыгравшая в фильме Финчера свою, наверное, лучшую роль в актерской карьере.
Фильм потрясает огромным количеством забавных деталей, маленьких, но интересных «фишек», которые в итоге рисуют мрачную, почти апокалипсическую картину мира. Его хочется цитировать, его хочется пересматривать много раз. Но не является ли картина с достаточно большим бюджетом, снятая на престижной голливудской студии с известными звездами, таким же продуктом системы, как и все то, что она сама критикует? И в этом заключается главный парадокс «Бойцовского клуба».
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.