Этан и Джоэл Коэн: два сапога - пара
В Голливуде их часто называют «двухголовым режиссером». Действительно, сложно определить, кому из них в большей степени принадлежит авторство того или иного фильма, да и не нужно этого делать вовсе. С самого детства Этан и Джоэл Коэны (Joel Coen, Ethan Coen) организовались в мощный творческий тандем, который из года в год восхищает как своих преданных поклонников, так и массового зрителя. Они смогли найти ту грань авторского кино, которая может быть востребована и в большом прокате.
Братья выросли в местечке Сент-Луис Парк, штат Миннесота. Их родители были профессорами, отец преподавал экономику в Университете штата, а мать работала в Университете Сент-Клауд, специализировалась по истории искусств. Любимым детским развлечением братьев Коэнов была съемка кинофильмов, которую они осуществляли на любительскую камеру «Vivitar Super-8», заработанную Джоэлом стрижкой соседских газонов. А субботние вечера они проводили за просмотром классики мирового кино, которую в последствии и переснимали с участием соседского паренька Марка Зимеринга, которого использовали в качестве актера.
Кино было их страстью. Поэтому решение Джоэла поступить в Нью-Йоркский университет кино и телевидения было вполне предсказуемым. Там он снял свой первый фильм, а также участвовал в создании малобюджетных фильмов ужасов - Сэм Рэйми (Sam Raimi), приятель Джоэла, устроил его ассистентом монтажера в своем культовом хорроре «Зловещие мертвецы» (Evil Dead). А в это время его брат Этан изучал в Принстоне философию. Его выпускная работа называлась «Два взгляда на позднюю философию Виттгенштэйна». До определенного момента времени каждый из братьев занимался своей жизнью.
Получив высшее образование, они наконец-то воссоединились и серьезно взялись за исполнение своей главной мечты – попасть в большой кинематограф. Их первый фильм вышел в 1984 году. Он назывался «Просто кровь» (Blood Simple) – это фраза из повести их любимого писателя Дэшиела Хэммета «Красная жатва». Она означает особое состояние человека, совершившего убийство. Мрачная криминальная комедия, стилистически повторяющая нуар-фильмы 40-х годов, получила гран-при фестиваля независимого кино Санденс и была хорошо встречена широкой публикой.
Спустя три года вышел новый фильм Коэнов - «Воспитание Аризоны» (Raising Arizona), который продемонстрировал, что они умеют работать в разных жанрах, сохраняя при этом свой особый стиль. Официально между братьями происходило следующее распределение обязанностей: Джоэл был режиссером, Этан – продюсером, и оба подписывались под авторством сценария.
1991 год стал для них переломным – 20 мая на Каннском фестивале председатель жюри Роман Полански (Roman Polanski) вручил им сразу три награды – гран-при, награду за режиссуру и лучшую мужскую роль. Это был триумф, которого они достигли благодаря своей новой ленте «Бартон Финк» (Barton Fink) - истории популярного бродвейского драматурга, перебравшегося в Голливуд и столкнувшегося с жестоким и сюрреалистичным миром американского кинематографа. Популярность у, так сказать, элитарной публики Коэны завоевывали постмодернистскими отсылками и намеками, у широкого зрителя – интересным сюжетом и яркими комичными персонажами.
Справедлива фраза: «Нет пророка в своем отечестве» - европейцы первыми заметили в американцах Коэнах перспективных талантливых авторов. Голливуд же исправил свою оплошность в 1996 году. Фильм «Фарго» (Fargo) получил «Оскар» за сценарий и лучшую женскую роль. По своей стилистике и черному юмору картина повторяла их первый фильм и была достаточно проста с точки зрения сюжета. Чего не скажешь о следующем фильме братьев Коэнов «Большой Лебовски» - как в стилистическом, так и в содержательном плане фильм представлял собой настоящую феерию, полную эксцентрики и абсурда. В нем рассказывалось о милом бездельнике Джеффе Лебовском по кличке Чувак, втянутом в странную криминальную историю. Пытаясь спасти пропавшую жену своего однофамильца, он попадал в причудливый мир порно-магнатов, польских католиков, техно-музыкантов и прочих загадочных обитателей света, о существовании которых он и не подозревал, попивая пиво в кегельбане.
Картина «Большой Лебовский» (Big Lebovski) считается одной из лучших у Коэнов, в противовес которой «Невыносимая жестокость» (Intolerable Cruelty), снятая три года спустя, общепринято называется худшим творением Этана и Джоэла. Так это или нет – решать зрителю. Но, по правде говоря, она вполне может вызвать недоумение у ценителя предыдущих фильмов Коэнов своим голливудским лоском и даже типично голливудским сюжетом.
К счастью, уже через год на экраны вышла их новая криминальная комедия «Игры джентльменов» (The Ladykillers), которая вновь сорвала бурые аплодисменты критики. Примечательно, что впервые за все свое творчество оба брата числились в титрах и в качестве режиссеров, и в качестве продюсеров. И что самое важное – картина была римейком одноименной британской ленты 1955, что совсем нетипично для Коэнов. Неизменным оставалось только одно – непередаваемый коэновский юмор и удивительная визуальная эстетика, которая сохраняется со времен их первой работы, но оттого не перестает быть актуальной. А это значит – не теряют своей актуальности и сами братья Коэны. А потому каждый новый фильм этого семейного тандема публика ждет с неугасаемым интересом.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.