Дэвид Линч: великий иллюзионист

Время публикации: 1 Ноября 2006

«Жизнь для меня - это сны реальности. Существует множество вещей, которые происходят под внешней  оболочкой  на  различных  уровнях. Есть частицы меньше атома, которые  мы  не  видим,  но  они  там  есть.  Существуют  темные силы, воздействующие  на  нас.  Мы можем предпочесть их игнорировать, но они есть! Иногда они в нас. Мы их жертвы…» - эти слова принадлежат Дэвиду Линчу (David Lynch), главному мистификатору современного кинематографа. Его фильмы похожи на иллюзии, он и сам словно иллюзия - мрачный художник-сюрреалист, любящий загадывать загадки и не давать на них ответов.  

Дэвид родился 20 января 1946 года в Миссуле, штат Монтана. Его отец был ученым и работал в министерстве сельского хозяйства США, из-за чего семье постоянно приходилось переезжать из штата в штат. Путь в кинематограф начался для Линча с живописи – именно этот вид изобразительного искусства привлекал его в юности. Он учился в Коркоранской школе искусств в Вашингтоне и Пенсильванской академии изящных искусств, а также посещал занятия в Центре продвинутого кинообучения в Лос-Анджелесе.

Сочетание знаний в области живописи и кинематографии наталкивает Дэвида Линча на первые киноопыты. В своем дебютном короткометражном фильме «Six Men Getting Sick», длящемся одну минуту, он пытается оживить сюрреалистическую картину – головы блюющих мужчин. Эта достаточно эпатажная анимационная работа произвела на самого Линча столь сильно впечатление, что он решил продолжить свои эксперименты в области кинематографа. Так короткометражка «Алфавит» (The Alphabet), рассказывающая о девушке, страдающей от ночных кошмаров в виде оживающих букв алфавита, привлекла внимание фестивальной публики и даже вошла в один из альманахов авангардного кино.

Линч не спешил выходить из андеграунда – ему важнее было исследовать кинематограф, найти пределы свободы, которую предоставляла ему кинопленка, и новым шагом в его поисках стал фильм «Бабушка» (The Grandmother), сочетающий игровое кино и анимацию. В отличие от первых двух работ эта имела развивающийся сюжет и рассказывала о мальчике, который выращивал у себя на кровати настоящую бабушку, чтобы спастись от гнета зверей-родителей. Смесь физиологических ужасов, сюрреализма и мрачной романтики – все это впоследствии стало визитной карточкой режиссера.

Короткий метр был освоен достаточно хорошо, и пришла пора выходить на «большую дорогу». Первой полнометражной работой Линча стала мрачная пост-индустриальная психо-драма «Голова-ластик» (Eraserhead), рассказывающая о молодом человеке, ухаживающем за отвратительным ребенком-мутантом. Откровенно говоря, это картина не для слабонервных, из-за чего многие американские кинофестивали ее проигнорировали, но поклонники андеграунда сразу же занесли ее в разряд культовых.

Тема сострадания к не таким, как все, была продолжена новой работой Линча «Человек-Слон» (The Elephant Man), снятой при поддержке Мэла Брукса (Mel Brooks). Эта картина была основана на реальных событиях и рассказывала о жизни Джона Меррика – английского уродца-феномена, жившего в XIX веке. Не смотря на то, что лента была далека от мэйнстрима (она была снята на черно-белую пленку в стиле старого кино), ей досталась номинация на премию «Оскар» и награды на нескольких международных фестивалях (в том числе «Сезар» за лучший иностранный фильм). Но главные победы были еще впереди.

Громкий успех привлек к Линчу внимание многих продюсеров. В том числе ему поступило предложение от Джорджа Лукаса (George Lucas) снять финальный эпизод «Звездных войн» («Возвращение Джедая»/ Star Wars: Episode VI - Return of the Jedi), однако режиссер отверг его в пользу другого масштабного космического эпоса – экранизации романа Фрэнка Херберта (Frank Herbert) «Дюна» (Dune), продюсером которой стал Дино Де Лаурентис (Dino De Laurentiis). Резкий переход от андеграунда к мэйнстриму и от психологической драмы к научной фантастике стал для Линча весьма болезненным. До сих пор эта картина считается самой неоднозначной в фильмографии режиссера – объемный роман никак не хотел вписываться в рамки двухчасового блокбастера, и в результате получилось то, чего не ожидали увидеть ни зрители, ни сам режиссер. Впрочем, не смотря на то, что в свое время «Дюна» провалилась в прокате, она считается одной из самых известных фантастических лент и лучшей экранизацией Фрэнка Херберта (последующие экранные воплощения «Дюны» считаются куда менее удачными). Кроме того, главную роль в картине исполнил Кайл МакЛахлан (Kyle MacLachlan), впоследствии ставший одним из постоянных актеров Линча и его художественным Альтер-эго.

Наконец, в 1986 году режиссер снял картину, в котором реализовалась его фирменная стилистика, сохранившаяся в лентах Дэвида Линча и по сей день. Она сочетала в себе изящную операторскую работу, загадочно-мелодичную музыку композитора Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti) и особый взгляд на мир, объединяющий реальное и потустороннее в одну большую иллюзию. Главную роль вновь исполнил Кайл МакЛахлан, его типаж как нельзя лучше подходил к образу молодого человека, случайно попавшего в пугающий мир криминальных разборок, сексуальных извращений и полу-мистических роковых красавиц.

Но настоящую популярность режиссеру принес не киношный, а телевизионный проект – сериал «Твин Пикс» (Twin Peaks), вышедший на американском телевидении в 1990-м году, который произвел настоящий фурор среди зрителей и критиков. Многосерийная лента, рассказывающая о расследовании убийства молодой девушки Лоры Палмер, произошедшего в маленьком провинциальном городке, стала настоящим культурным феноменом и оказала большое влияние на жанр телесериала: с тех пор «мыло» стало гораздо умнее и глубже. Ну а доблестный агент ФБР Дэйл Купер, роль которого опять же сыграл Кайл МакЛахлан, стал одним из самых ярких персонажей в истории мирового кинематографа.

Успех на ТВ совпал для Линча с успехом в кинематографе. В 1990 году он получил гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Дикие сердцем» (Wild at Heart), главную роль в котором исполнили Николас Кейдж (Nicolas Cage) и Лора Дерн (Laura Dern). С того времени в кинокарьере Линча наступила длительная пауза, изредка прерываемая работой над мини-сериалами, но в 1997 году поклонников его творчества ждал настоящий сюрприз – мрачный и захватывающий триллер «Шоссе в никуда» (Lost Highway), содержание которого с трудом поддается описанию. В двух словах это можно выразить так: история об убийце, запутавшемся не только в своей жизни, но в пространстве и времени. Добавьте к этому волшебную музыку Бадаламенти и завораживающий визуальный ряд (один кадр ночного шоссе чего стоит!), и вы поймете, с какими восторгами публика приняла этот фильм.

В 1999 году Линч снова удивил. Его новая лента «Простая история» (The Straight Story) вышла действительно простой и понятной для широкого зрителя. Это очень добрый и светлый фильм о пожилом человеке, который решил совершить большое путешествие из одного штата в другой на газонокосилке для того, чтобы увидеть своего брата, с которым не разговаривал много лет. Тотальное отсутствие мистики, жутких персонажей, недосказанности и закрученного сюжета нисколько не уменьшило художественные достоинства картины. Линч доказал, что даже при таком незамысловатом сюжете, может снимать достойные фильмы.

Однако в свете следующей работы Линча «Простую историю» можно считать лишь очередным экспериментом, поскольку картина «Малхолланд Драйв» (Mulholland Dr.), снятая на основе пилотной серии неудавшегося телесериала, ознаменовала возвращение к фирменной стилистике. В ней рассказывалось о девушке, которая приехала в Голливуд для того, чтобы стать великой актрисой, а в итоге очутилась в жутком водовороте иллюзий, зловещих карликов, лесбийских отношений, адских ковбоев и прочей мистики. Фанаты были в восторге, а каннское жюри не пожалело четырех наград, в том числе и за лучшую режиссуру.

И снова пауза. Дэвид Линч, которого сильно измотала работа над многострадальным «Малхолланд Драйв», пропал в сетях всемирной паутины. Там он занялся экспериментами с web-видео и цифровыми форматами – пять лет от него не было ни слуху, ни духу. И вот в 2006 году на экраны выходит новый большой проект режиссера «Внутренняя империя» (Inland Empire) - первая полнометражная работа Линча, полностью снятая на цифровую камеру. Ее премьера состоялась в сентябре на Венецианском кинофестивале, после которой режиссеру была вручена награда за вклад в мировой кинематограф. Что же до самой картины – люди, посмотревшие ее, отмечают, что она еще более запутанная и сложная для восприятия, нежели все предыдущие ленты режиссера. Что ж, Линч неисправим. И это радует. 



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.