Люк Бессон: приключения француза в Америке

Время публикации: 2 Ноября 2006
Автор: Агент Купер

После окончания школы молодой Люк Бессон (Luc Besson) хотел поступить на режиссерский факультет - однако его  выставили за дверь после того, как на вопрос «кто ваш любимый режиссер?», он сказал «Спилберг». По иронии судьбы сейчас пресса называет его не иначе как «французским Спилбергом». В восьмидесятых он был одним из видных режиссеров второй новой французской волны, в девяностые – одним из самых успешных режиссеров мирового мэйнстрима, в 2000-ых стал маститым продюсером, занимающимся производством порядка десяти фильмов в год. Вот уже много лет он ищет в своих фильмах компромисс между европейской эстетикой и американским конвейерным подходом к производству, чем нередко вызывает критику со стороны поклонников его раннего творчества, однако бренд «фильм Люка Бессонна» уже давно пользуется большим спросом у массового зрителя.

Люк Бессон родился 18 марта 1959 года в Париже, в семье инструкторов по подводному плаванию. Он увлекался фотографией, любил снимать морских рыб и мечтал стать гидро-биологом. Однако в 17 лет попал в автокатастрофу, из-за чего навсегда распрощался с мечтой о море. Отслужив в армии, Бессон занялся режиссурой видеоклипов – но, сделав несколько пробных работ, понял, что это не его занятие. Решил переключиться на кинопроизводство. Создав свою собственную студию «Фильмы волка» (Les films du loup) в 1983 году молодой Люк снял короткометражку «Предпоследний» (L’Avant-dernier), а год спустя - полнометражный немой и черно-белый фильм «Последняя битва» (Le dernier combat). Эта мрачная пост-панковская лента рассказывала о вирусе, парализующем голосовые связки людей, в результате чего они становились немыми. В «Последней битве» он впервые задействовал своего актера-талисмана Жана Рено (Jean Reno), которого часто называют Альтер-эго Бессонна. Фильм принес режиссеру известность, получив 20 национальных премий, в том числе и два приза на фестивале фантастических фильмов в Авориазе.

Своим вторым фильмом Люк Бессон подтвердил свою солидарность новой Французской кино-волне, к которой его стали причислять критики. Его ода французскому метро «Подземка» (Subway) считается одним из его самых лучших, самых «французских» фильмов. Главные роли в ленте исполнили Кристофер Ламберт (Christopher Lambert) и Изабель Аджани (Isabelle Adjani). Заработав первые хорошие деньги, Бессон переименовал студию в «Фильмы Дельфина» (Les films du dauphin) и взялся за проект, о котором мечтал уже давно. Третий фильм французского самородка «Голубая бездна» (Le Grand bleu) рассказывал красивую волшебную историю о французском ныряльщике. В главной роли - снова Жан Рено. Реализованная на большом экране юношеская любовь Бессона к загадочному морю не только пользовалась большим коммерческим успехом, но и была номинирована на множество престижных кинопремий (среди них 12 номинаций на «Сезар») и с успехом демонстрировалась в Каннах.

Затем была картина «Ее звали Никита» (La femme Nikita, 1990), предвосхитившая моду на сильных брутальных женщин в кинематографе, плоды которой мы видим сегодня. Мрачная лента о наркоманке, согласившейся стать профессиональным киллером, укрепила за Люком Бессоном статус культового режиссера, а заодно и спровоцировала большую популярность французского кинематографа на мировом экране.

Затем автор вновь вернулся к своей излюбленной теме – подводному миру и снял волшебную «Атлантиду» (Atlantis), получившую одобрение американских критиков – он стал фаворитом среди европейских новаторов. Во многом повторяющий стилистику «Никиты», новый фильм Люка Бессона «Леон» (Leon, 1996) с неизменным Жаном Рено в главной роли был неоднозначно воспринят французской критикой. Однако лента принесла режиссеру колоссальный доход, а американские продюсеры начали всерьез присматриваться к «французскому дарованию».

В угоду Голливуду в 1997 году Бессон снял 100-процентно американский блокбастер «Пятый элемент» (The Fifth Element). Кроме голливудских звезд первой величины – Брюса Уиллиса (Bruce Willis), Гарри Олдмана (Gary Oldman), а также блистательной супермодели Милы Йовович (ставшей впоследствии женой Люка), в создании фантастической истории об очередном спасении человечества участвовали дизайнер одежды Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gaultier) и композитор Эрик Сера (Eric Serra), подаривший фильму незабываемый саундтрек. Тем не менее, режиссер практически изменил своему неповторимому европейскому стилю, чем вызвал негодование в родной Франции, но вновь заработал большие деньги. Картина, на производство которой было потрачено $90 млн. собрала по всему мира порядка более $260 млн.

Внезапно белая полоса в жизни режиссера кончилась. Тотальная американизация стиля сыграла пагубную роль на творческое чутье француза. Пафосная историческая постановка «Жанна д’Арк» (Jeanne d’Ark, 1999) с Милой Йовович (Milla Jovovich) в главной роли потерпела неудачу в прокате и была разругана критиками. Это было большим потрясением для ранимого Бессона и надолго отбило у него охоту к режиссуре. Он переключился на продюсерскую деятельность (благо в данной области все складывалось удачно) и в начале 2000-ых создал собственный продюсерский центр «EuropaCorp».

 

Необходимо заметить, что продюсер из Бессона вышел замечательный. Нельзя сказать, что фильмы, создаваемые под его руководством, представляют какую-то ценность для искусства (по большей части это бестолковый кинопоп-корн), но практически все они имеют коммерческий успех. Формула Бессонна-продюсера незамысловата: много действия, легкий позитивный сюжет с обязательным хэппи-эндом, модный саундтрек, иногда паркур, иногда восточные единоборства, молодые актеры и обязательный Жан Рено. Так были спродюсированы «Такси» (Taxi), «Дансер» (The Dancer), «Васаби» (Wasabi), «13 район» (Banlieue 13), «Перевозчик» (The Transporter) и многие другие. Небольшим отступлением от правил является только странный триллер Гая Риччи (Guy Ritchie) «Револьвер» (Revolver), где Люк Бессон совместно с британским режиссером создал сложный и депрессивный психологический триллер, не характерный для творчества обоих авторов, но это исключение лишь подтверждает правило.

 

Впрочем, после пяти лет активной продюсерской деятельности Бессон все-таки решил вернуться на режиссерское кресло. С одной оговоркой – он будет снимать свой предпоследний фильм. По замыслу режиссера, 10 картин – это идеальный вариант для него, ни больше, не меньше. Чем он собирается заняться после того, как завершит свою концептуальную «десятку», доселе неизвестно, однако в 2006 на экраны вышел 9-ый фильм Бессонна «Ангел-А» (Angel-A), романтическая черно-белая сказка об ангеле на Земле, пропитанная волшебством и гармонией его ранних фильмов.

 

В данный момент режиссер ведет активную работу над дорогостоящим анимационным проектом «Артур и Минипуты» (Arthur and the Minimoys), экранизацией своей собственной книги, и планирует переплюнуть таких монстров 3D-анимации как Dreamworks и Pixar. Будет ли этот детский мультфильм последним авторским творением великого француза, покажет время. Впрочем, сколько раз на нашей памяти известные творцы нарушали свои собственные ультиматумы…

 



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.