Люк Бессон: приключения француза в Америке
После окончания школы молодой Люк Бессон (Luc Besson) хотел поступить на режиссерский факультет - однако его выставили за дверь после того, как на вопрос «кто ваш любимый режиссер?», он сказал «Спилберг». По иронии судьбы сейчас пресса называет его не иначе как «французским Спилбергом». В восьмидесятых он был одним из видных режиссеров второй новой французской волны, в девяностые – одним из самых успешных режиссеров мирового мэйнстрима, в 2000-ых стал маститым продюсером, занимающимся производством порядка десяти фильмов в год. Вот уже много лет он ищет в своих фильмах компромисс между европейской эстетикой и американским конвейерным подходом к производству, чем нередко вызывает критику со стороны поклонников его раннего творчества, однако бренд «фильм Люка Бессонна» уже давно пользуется большим спросом у массового зрителя.
Люк Бессон родился 18 марта 1959 года в Париже, в семье инструкторов по подводному плаванию. Он увлекался фотографией, любил снимать морских рыб и мечтал стать гидро-биологом. Однако в 17 лет попал в автокатастрофу, из-за чего навсегда распрощался с мечтой о море. Отслужив в армии, Бессон занялся режиссурой видеоклипов – но, сделав несколько пробных работ, понял, что это не его занятие. Решил переключиться на кинопроизводство. Создав свою собственную студию «Фильмы волка» (Les films du loup) в 1983 году молодой Люк снял короткометражку «Предпоследний» (L’Avant-dernier), а год спустя - полнометражный немой и черно-белый фильм «Последняя битва» (Le dernier combat). Эта мрачная пост-панковская лента рассказывала о вирусе, парализующем голосовые связки людей, в результате чего они становились немыми. В «Последней битве» он впервые задействовал своего актера-талисмана Жана Рено (Jean Reno), которого часто называют Альтер-эго Бессонна. Фильм принес режиссеру известность, получив 20 национальных премий, в том числе и два приза на фестивале фантастических фильмов в Авориазе.
Своим вторым фильмом Люк Бессон подтвердил свою солидарность новой Французской кино-волне, к которой его стали причислять критики. Его ода французскому метро «Подземка» (Subway) считается одним из его самых лучших, самых «французских» фильмов. Главные роли в ленте исполнили Кристофер Ламберт (Christopher Lambert) и Изабель Аджани (Isabelle Adjani). Заработав первые хорошие деньги, Бессон переименовал студию в «Фильмы Дельфина» (Les films du dauphin) и взялся за проект, о котором мечтал уже давно. Третий фильм французского самородка «Голубая бездна» (Le Grand bleu) рассказывал красивую волшебную историю о французском ныряльщике. В главной роли - снова Жан Рено. Реализованная на большом экране юношеская любовь Бессона к загадочному морю не только пользовалась большим коммерческим успехом, но и была номинирована на множество престижных кинопремий (среди них 12 номинаций на «Сезар») и с успехом демонстрировалась в Каннах.
Затем была картина «Ее звали Никита» (La femme Nikita, 1990), предвосхитившая моду на сильных брутальных женщин в кинематографе, плоды которой мы видим сегодня. Мрачная лента о наркоманке, согласившейся стать профессиональным киллером, укрепила за Люком Бессоном статус культового режиссера, а заодно и спровоцировала большую популярность французского кинематографа на мировом экране.
Затем автор вновь вернулся к своей излюбленной теме – подводному миру и снял волшебную «Атлантиду» (Atlantis), получившую одобрение американских критиков – он стал фаворитом среди европейских новаторов. Во многом повторяющий стилистику «Никиты», новый фильм Люка Бессона «Леон» (Leon, 1996) с неизменным Жаном Рено в главной роли был неоднозначно воспринят французской критикой. Однако лента принесла режиссеру колоссальный доход, а американские продюсеры начали всерьез присматриваться к «французскому дарованию».
В угоду Голливуду в 1997 году Бессон снял 100-процентно американский блокбастер «Пятый элемент» (The Fifth Element). Кроме голливудских звезд первой величины – Брюса Уиллиса (Bruce Willis), Гарри Олдмана (Gary Oldman), а также блистательной супермодели Милы Йовович (ставшей впоследствии женой Люка), в создании фантастической истории об очередном спасении человечества участвовали дизайнер одежды Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gaultier) и композитор Эрик Сера (Eric Serra), подаривший фильму незабываемый саундтрек. Тем не менее, режиссер практически изменил своему неповторимому европейскому стилю, чем вызвал негодование в родной Франции, но вновь заработал большие деньги. Картина, на производство которой было потрачено $90 млн. собрала по всему мира порядка более $260 млн.
Внезапно белая полоса в жизни режиссера кончилась. Тотальная американизация стиля сыграла пагубную роль на творческое чутье француза. Пафосная историческая постановка «Жанна д’Арк» (Jeanne d’Ark, 1999) с Милой Йовович (Milla Jovovich) в главной роли потерпела неудачу в прокате и была разругана критиками. Это было большим потрясением для ранимого Бессона и надолго отбило у него охоту к режиссуре. Он переключился на продюсерскую деятельность (благо в данной области все складывалось удачно) и в начале 2000-ых создал собственный продюсерский центр «EuropaCorp».
Необходимо заметить, что продюсер из Бессона вышел замечательный. Нельзя сказать, что фильмы, создаваемые под его руководством, представляют какую-то ценность для искусства (по большей части это бестолковый кинопоп-корн), но практически все они имеют коммерческий успех. Формула Бессонна-продюсера незамысловата: много действия, легкий позитивный сюжет с обязательным хэппи-эндом, модный саундтрек, иногда паркур, иногда восточные единоборства, молодые актеры и обязательный Жан Рено. Так были спродюсированы «Такси» (Taxi), «Дансер» (The Dancer), «Васаби» (Wasabi), «13 район» (Banlieue 13), «Перевозчик» (The Transporter) и многие другие. Небольшим отступлением от правил является только странный триллер Гая Риччи (Guy Ritchie) «Револьвер» (Revolver), где Люк Бессон совместно с британским режиссером создал сложный и депрессивный психологический триллер, не характерный для творчества обоих авторов, но это исключение лишь подтверждает правило.
Впрочем, после пяти лет активной продюсерской деятельности Бессон все-таки решил вернуться на режиссерское кресло. С одной оговоркой – он будет снимать свой предпоследний фильм. По замыслу режиссера, 10 картин – это идеальный вариант для него, ни больше, не меньше. Чем он собирается заняться после того, как завершит свою концептуальную «десятку», доселе неизвестно, однако в 2006 на экраны вышел 9-ый фильм Бессонна «Ангел-А» (Angel-A), романтическая черно-белая сказка об ангеле на Земле, пропитанная волшебством и гармонией его ранних фильмов.
В данный момент режиссер ведет активную работу над дорогостоящим анимационным проектом «Артур и Минипуты» (Arthur and the Minimoys), экранизацией своей собственной книги, и планирует переплюнуть таких монстров 3D-анимации как Dreamworks и Pixar. Будет ли этот детский мультфильм последним авторским творением великого француза, покажет время. Впрочем, сколько раз на нашей памяти известные творцы нарушали свои собственные ультиматумы…
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.