Оливер Стоун: вернувшийся с войны
Оливер Стоун (Oliver Stone) – из тех режиссеров, которые любят снимать фильмы о том, о чем знают не понаслышке. Особое место в его творчестве занимает вьетнамская трилогия – три жестоких фильма, рассказывающих о войне с особой откровенностью. И причины этого очевидны – в 1967 году юный Оливер был призван в армию вместе с тысячами своих сверстников. Получив несколько боевых наград, он вернулся домой, чтобы в своих фильмах рассказать о том, как все было на самом деле. С тех пор он привык поднимать в своих картинах такие темы, которые просто не могут оставаться незамеченными. Именно в этом он видит свою миссию, и с ней он справляется на все сто процентов.
Оливер Стоун родился 15 сентября 1946 года в Нью-Йорке. Его отец был успешным биржевым маклером, а мать – убежденной католичкой. Это была достаточно консервативная семья – они хотели, чтобы их сын занимался чем-то серьезным, и не приветствовали авантюрные желания Оливера, мечтающего стать моряком, военным, писателем – в общем, он тяготел к беспокойным профессиям. С горем пополам закончив колледж, парень поступил в Йельский университет, но не выдержал и года строгого академического преподавания. Его протест принял самые экстремальные формы: Оливер бросил учебу и отправился во Вьетнам, где разгоралась страшная и жестокая война.
Юноше повезло: вместо серьезных ранений он получил награды - «Бронзовую звезду» и «Пурпурное сердце» - и, отдав долг Родине, поступил в Нью-Йоркский Университет на факультет кинематографии, где его преподавателем стал сам Мартин Скорцезе. В этот раз учеба пошла на пользу, и уже в 1971 году Оливер Стоун снял первую короткометражку «Последний год во Вьетнаме» (Last Year in Viet Nam) - небольшой черно-белый фильм, позволивший ему выразить свое отношение к тем событиям, непосредственным участником которых он являлся.
Но первую славу молодому Оливеру принесли не фильмы, а сценарии. В 1974 году он получил «Оскар» за сценарий ленты «Полуночный экспресс» (Midnight Express, 1978). С этого момента он сконцентрировался на этом занятии. Стоуну принадлежит авторство сценариев таких знаменитых лент, как «Конан Варвар» (Conan The Barbarian, 1982), «Лицо со шрамом» (Scarface, 1983) и «Год Дракона» (Year of the Dragon, 1985).
Но1986 год вывел на первый план режиссерские таланты Оливера Стоуна. «Взвод» (Platoon, 1986) - первый фильм «Вьетнамской трилогии» - показал все неприглядные стороны войны во Вьетнаме и получил 4 «Оскара», среди которых были «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». После своей следующей картины - криминальной драмы «Уолл-Стрит» (Wall Street, 1987), режиссер еще больше укрепил позиции в Голливуде и заявил о том, что он пришел в кино всерьез и надолго.
За этим следовала вторая лента «Вьетнамской трилогии» - «Рожденный 4 Июля» (Born on the Fourth of July, 1989), которая рассказывала о печальных последствиях Вьетнама. История покалеченного ветерана войны принесла Оливеру Стоуну второго «Оскара» за режиссуру. Но на этом он не остановился – его следующая картина была на тему из мира музыки, но от того он не стала менее серьезной и эпической. Лента «The Doors» (The Doors, 1991) - история легендарной группы и ее лидера Джима Моррисона стала культовой не только среди поклонников творчества музыканта, но и среди отъявленных киноманов.
В 1993 году противоречивой картиной «Небо и земля» (Heaven & Earth) режиссер завершил свою знаменитую трилогию, и начал открывать новые горизонты в кинематографе. С этого момента начинается новый период в творчестве американского режиссера. Это хорошо видно по его ленте «Прирожденные убийцы» (Natural Born Killers), снятой по сценарию Квентина Тарантино (Quentin Tarantino). Отвязная галлюциногенная фантазия про парочку влюбленных преступников была запрещена к показу из-за немыслимого для того времени количества насилия на экране, и даже автор сценария отказался от авторства, потребовав, чтобы его имя было вычеркнуто и списка сценаристов.
Следующая работа Стоуна – испепеляющий триллер «Поворот» (U-turn) был снят в схожей стилистике, и даже с еще более активным применением жесткого клипового монтажа. Он был хорошо принят публикой, но все сразу же оговаривались – это совершенно другой Стоун, дикий и несерьезный - из его творчества исчезла былая эпичность и злободневность.
Словно осознав, что пошел по неправильному пути, режиссер снял историческую драму «Александр» (Alexander) - громкую и пафосную. Но зрителя отнесся к ней достаточно настороженно, заметив, что Оливер Стоун чересчур сконцентрировался на личной жизни Александра Македонского, а не на его месте в истории.
Однако, не смотря на определенные творческие неудачи автора, многие считают, что его новая лента – «Международный торговый центр» (World Trade Center) - драма, основанная на событиях 11 сентября 2001 года, расставит все точки над «i» и вернет режиссеру былое имя. Пора заявить, кто из голливудских режиссеров самый жесткий, острый и злободневный.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.