Стэнли Кубрик: режиссер с наполеоновскими замашками
Время публикации: 3 Ноября 2006
В течение последних двадцати лет своей жизни Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick) не дал ни одного интервью журналистам. Как в последствии рассказывала его жена Кристина, великий американский кинорежиссер считал свои фильмы гораздо более интересными, чем он сам, и не видел смысла рассказывать о своей жизни прессе. Гораздо больше о нем могут поведать его картины – новаторские и шокирующие, в хорошем смысле этого слова. Судя по ним можно сказать, что Кубрик был человеком смелым, отчаянным и исключительно талантливым - недаром его творчество оказало огромное влияние на современный кинематограф.
Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке. В школе он учился из рук вон плохо, но компенсировал это мастерской игрой в шахматы и увлечением профессиональной фотографией. В колледж не поступил, а потому сразу занялся карьерой – устроился фотокорреспондентом в журнал Look, где вскоре стал одним из лучших.
К началу 50-х годов Кубрик серьезно увлекся кинематографом, и, уйдя из журнала, снял свой первый фильм. Это была документальная короткометражка «День боя» (Day of the Fight), рассказывающая о боксере Уолтере Картье, герое одного из фоторепортажей Кубрика. Получив первые положительные отзывы, он снял еще несколько документальных лент, а в 1953 в прокат вышел первый полнометражный фильм начинающего режиссера «Страх и желание» (Fear and Desire), продюсером которого стал его родной дядя. Позднее по необъяснимым причинам Стэнли Кубрик отрекся от этого фильма и даже добился его изъятия из проката.
Первый серьезный успех принесла режиссеру картина 1956 года «Убийство» (The Killing) - захватывающая драма в стиле «нуар» - критики оценили талантливую постановку и виртуозную работу с киноматериалом. Уже здесь чувствовался «тот самый Кубрик» - дерзкий и уверенный в себе кино-новатор. Его следующая работа – скандальная антивоенная драма «Тропы славы» (Paths of Glory, 1957) вызвала большой ажиотаж у мировой кинопублики. Она рассказывала о страшном происшествии, случившемся во времена первой мировой войны, когда из-за преступной некомпетентности командного состава в бою полегла французская пехота. Премьера картины сопровождалась протестом со стороны офицеров запаса Бельгии, и была запрещена к показу в странах Европы.
Естественно, после такой сомнительной оценки «Троп славы» голливудские продюсеры не могли дать режиссеру полную творческую свободу и независимость, которую он так рьяно добивался. Единственное, чем ему пришлось довольствоваться в начале 60-х, так это работой над уже начатым проектом фильма «Спартак» (Spartacus), куда его пригласил Кирк Дуглас (Kirk Douglas), актер, сыгравший главную роль в «Тропах славы». Масштабная историческая эпопея о восстании рабов в Древнем Риме считается первым шедевром «настоящего Кубрика». В прокате она имела ошеломляющий успех, однако режиссера не устроил опыт сотрудничества с американскими студиями, и в 1961 году он перебрался в Англию, где надеялся обрести творческую самостоятельность и возможность создавать фильмы, автором которых он бы являлся от первого до последнего кадра.
Похоже, старушка Европа, которая изначально не приняла бескомпромиссного скандалиста, в этот раз позволила раскрыться ему в полную силу. Потому что именно в 60-70 годы на мировом киноэкране появились те фильмы Кубрика, благодаря которым он до сих пор считается одним из самых модных и актуальных режиссеров в среде продвинутых киноманов. С того времени начинается так называемый «книжный период» в творчестве Кубрика – экранизации занимают в его фильмографии особое место. Адаптируя для широкого экрана литературные произведения, режиссер проявлял себя не просто в качестве посредника между книгой и зрителем. На основе текстового материала, он создавал свои собственные, полноценные произведения, дающие новую трактовку писательским образам.
Так «Космическая одиссея 2001 года» (2001: A Space Odyssey), основанная на одноименном романе Артура Кларка до сих пор считается эталоном научно-фантастического фильма, экранизацию Набоковской «Лолиты» (Lolita) сам писатель воспринял крайне положительно, а «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange) Берджесса многие воспринимают в первую очередь, как фильм, а не книгу. Примечательно, что «Сияние» (The Shining), кино-адаптацию романа Стивена Кинга, сам гуру литературных ужасов принял с негодованием. Официально Кинг обвинил Кубрика в том, что последний исказил дух книги, но многие предполагают, что писатель просто обиделся на режиссера, поскольку фильм получился гораздо сильнее первоисточника.
В целом, рассказывая о творческом методе Стэнли Кубрика необходимо отметить, что к каждой новой работе автор подходил основательно. Перерывы между выходом новых фильмов мастера составляли три, пять, семь и более лет. А его последняя работа – эротический триллер «Широко закрытые глаза» (Eyes Wide Shut) вышел в прокат аж после десяти лет молчания и уже после смерти режиссера. 7 марта 1999 года Кубрик умер. Смерть застала его Сент-Олбансе, близ Лондона, через несколько дней после завершения работы над монтажом ленты. А в 2001 о нем снова заговорили: Стивен Спилберг (Steven Spielberg) воплотил в жизнь давний проект автора - фантастический эпос «Искусственный интеллект» (Artificial Intelligence: AI), первые кадры которого – волны, разбивающиеся о морской берег – были сняты еще самим Кубриком.
Но даже на этом путь режиссера в мировом кинематографе не заканчивается. Всю свою жизнь он вынашивал идею снять лучший фильм о французском императоре Наполеоне Бонапарте. За 30 лет своего увлечения Стенли Кубрик собрал 18 тысяч томов исторических исследований биографии Наполеона и знал о нем лучше, чем многие мировые историки. Казалось бы, вместе со смертью мэтра этот проект так и канул в лету, а его жена Кристина уже успела выпустить книгу «Наполеон Стенли Кубрика: величайший из неснятых фильмов», но 2006 год принес поклонникам Кубрика радостное известие. Голливуд решился на отчаянную попытку в лучших традициях самого автора, возродить проект – и снять-таки фильм, основываясь на оригинальном сценарии великого американского режиссера. Так, что дело Кубрика живет, и о его вкладе мировой кинофонд вряд ли забудут хотя бы до той поры, пока в жизнь не воплотятся реалии «Космической одиссеи» или, не дай Бог, «Заводного апельсина».
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.