Том Тыквер: История одного режиссера
Сумасшедшая популярность Тома Тыквера (Tom Tykwer) началась и закончилась культовой лентой «Беги, Лола, беги» (Lola rennt). Люди, не являющиеся поклонниками его творчества, с трудом назовут хотя бы еще один фильм этого режиссера. Но очень скоро все может измениться. На экраны выходит новая работа Тыквера - экранизация мирового бестселлера «Парфюмер». Многообещающая постановка способна, как вернуть автора на вершину славы, так и низвергнуть его в бездну неизвестности. Такова судьба режиссера – зритель решает все.
Он родился 23 мая 1965 года в городе Вупперталь, Германия, и с малых лет увлекся кинематографом. В 12 лет на маленькую видеокамеру формата «Super 8» юный Том снял свое первое кино «Годзилла» (Godzilla), любительский римейк знаменитого японского фильма про нападение гигантского ящера. Естественно, в качестве рептилии-разрушительницы был задействован сделанный из пластика манекен, а здания и автомобили, разрушаемые им, по размеру были не больше ладони, но выглядело все достаточно натурально. По крайней мере, родные и близкие следили за первыми киноопытами Тыквера с большим интересом.
Работать в кино парень начал в 14 лет. Точнее не в кино, а в «Кино». «Cinema» - так назывался местный кинотеатр, где он зарабатывал свои первые деньги, совмещая это с учебой в школе. Получив аттестат о среднем образовании, Том устроился в общественную организацию «Zivildienst» - Франкфуртскую компанию, работа в которой является альтернативой обязательной воинской службе. После этого он перебрался в столицу своей родины - Берлин, где порядка десяти лет значился составителем репертуара кинотеатра «Moviemento». Именно здесь он познакомился со Штефаном Арндтом, Вольфгангом Бекером и Дани Леви – своими будущими соратниками по кинопроизводству. Но до того момента, как их планы воплотятся в жизнь, пройдет еще несколько лет.
В начале девяностых Том Тыквер снял две короткометражки: «Потому что» (Because - первоначальный набросок к фильму «Беги, Лола, беги») и «Эпилог» (Epilog). Его первая полнометражная работа «Смертоносная Мария» (Die Tödliche Maria) вышла в 1993 году. Это была психологическая драма, вдохновленная творчеством Линча и Хичкока, которую хорошо приняли не только германские зрители, но и члены жюри некоторых фестивалей – благодаря «Марии» Тыквер получил свои первые награды.
В 1994-м совместно с Арндтом, Бекером и Леви немецкий режиссер организовал продюсерскую кинокомпанию «X-Filme Creative Poll», впоследствии ставшую символом качественного и новаторского немецкого кино. Здесь режиссер снял свой второй большой фильм «В зимней спячке» (Winterschlaefer), высоко оцененный критикой. Но настоящий успех пришел к нему в конце девяностых, когда на экранах вышла третья полнометражная картина автора «Беги, Лола, беги» (Lola rennt), окупившая свой бюджет в первый же уикэнд проката.
Эта сверхдинамичная лента совмещала в себе мастерские киносъемки, анимацию, фотографию и клиповый монтаж, а замечательный техно-саундтрек был сочинен самим Тыквером. Кстати, последнее стало визитной карточкой режиссера, он был композитором почти всех своих картин.
Номинация на «Золотого венецианского льва», 8 национальных кинонаград в Германии и приз зрительских симпатий на фестивале «Санденс» - всего этого была удостоена история о трех вариантах судьбы влюбленной пары в исполнении Морица Бляйбтроя (Moritz Bleibtreu) и Франки Потенте (Franka Potente). Рыжеволосая Лола перекочевала в следующий фильм Тыквера – мелодраму «Принцесса и воин» (Der Krieger und die Kaiserin), которую ожидал успешный прокат в Германии и провал в Америке.
То ли коммерческая неудача, то ли какие-то более личные обстоятельства послужили толчком к тому, что Тыквер стал снимать ленты не по собственным сценариям, как это было раньше, а по чужим. В 2002 году он экранизировал первую часть трилогии Кшиштофа Кесьлевского «Рай» (Heaven), а в 2006-м году все с нетерпением ожидают премьеру «Парфюмера: Истории одного убийцы» (Perfume - The Story of a Murderer) - экранизацию знаменитого романа Патрика Зюскинда (Patrick Süskind). Нам же остается только догадываться, какой курс будет держать Тыквер дальше – продолжать экранизировать идеи других авторов или снимать стопроцентно свое кино. В любом случае, он уже доказал, что одинаково хорошо может делать и то, и другое.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.