Франсуа Озон: французский хулиган
Он разрушает традиционные представления о французском кинематографе. Его фильмы утонченно-пикантны, провокационны и наполнены изящным китчем. Своими учителями он называет Луиса Бунюэля, Франсуа Трюффо и Райнера Фассбиндера. «Я стараюсь снять что-то оригинальное, специфическое, чтобы это отличалось от классического французского кино. Кино уже все снято. И теперь настало время такого постмодернизма, когда все берется из различных жанров, перерабатывается и делается что-то особенное. Симбиоз. Смесь различных фильмов». Так говорит Франсуа Озон (François Ozon). Ему еще нет сорока, но его уже по праву можно назвать культовым режиссером современности.
Франсуа Озон родился 15 ноября 1967 года во Франции, в Париже. Его отец был биологом, а мать – преподавательницей французского. Учился в католической школе и постепенно увлекся театром. Начал заниматься на курсах актерского мастерства, но вскоре перешел к режиссуре, в том числе и кинорежиссуре. Купил маленькую камеру и стал снимать любительские короткометражки, бюджет каждой из которых не превышал 300 франков. Потом был институт кинематографии в Сорбонне, режиссерский факультет.
Почти два десятка короткометражек, снятые Озоном за время учебы, приносят ему известность в узком кругу кинолюбителей. А успешное участие в международных фестивалях привело к тому, что о Франсуа Озоне заговорили, как о лидере нового поколения режиссеров конца XX – начала XXI веков. Широкий резонанс критиков получила его короткометражка «Летнее платье» (Une robe d'été,1996) – это 15-минутная история о молодом парне, сбегающем от своего любовника-гея на пляж и теряющем на берегу свою гетеросексуальную девственность. Фильм с успехом демонстрировался на фестивалях в Локарно и Каннах.
В 1998 году Озон снял свой первый полнометражный фильм «Крысятник» (Sitcom), где рассказывалось о маленькой крысе, которая разрушила традиционные устои французского буржуазного семейства, пробудив в его членах скрытые сексуальные желания и позывы. Скромный сынок оказывался гомосексуалистом, сестра – мазохисткой, домработница – лесбиянкой, а сам отец в итоге превратился в огромную крысу. Озона полюбили за его откровенность, нонконформизм, смелость, доходящую до дерзости, и относительно свежий взгляд на жизнь и искусство.
Спустя два года фестивальная публика с рукоплесканием встретила новую работу Озона «Капли дождя на раскаленных скалах» (Gouttes d'eau sur pierres brûlantes) - трагическую историю о молодом парне, совращенном зрелым состоятельным человеком и попавшем в ловушку нетрадиционной семейной жизни. Постмодернизм режиссера здесь был выражен наиболее ярко - реалистичная игра актеров сочеталась с театральными приемами и откровенным китчем. Картина получила специальный приз «Teddy» Берлинского кинофестиваля за лучший фильм с гомосексуальной тематикой.
В 2000 году Озон снова удивил критиков и зрителей. Казалось, что режиссер резко поменял курс своего творчества. Его новая работа – психологическая драма «Под песком» (Sous le sable) отличалась сдержанной классической режиссурой и достаточно традиционным сюжетом. Главная героиня фильма отказывается верить в смерть своего супруга и продолжает общаться с ним, как с живым – тонкая и гуманная история в лучших традициях буржуазного кинематографа. Благодаря этому фильму Озон продемонстрировал, что способен ставить не только скандальные кино-памфлеты, но и спокойные фильмы, наполненные глубоким психологизмом. Лента «Под песком» стала настоящим кинособытием во Франции и была номинирована на национальную премию «Cesar».
Два года спустя Франсуа Озон снова решил поэкспериментировать, смешав жанры детектива и эстрадного мюзикла. Его новая работа называлась «8 женщин» (8 femmes) и рассказывала загадочную историю смерти пожилого господина. Подозрение падало на 8 представительниц прекрасного пола, находящихся в его доме во время убийства, но чем сильнее женщины хотели докопаться до истины, тем больше занятных подробностей узнавали друг о друге. Франсуа Озон сумел задействовать в съемках таких известных французских актрис, как Изабель Юппер (Isabelle Huppert), Фани Ардан (Fanny Ardant) и Катрин Денев (Catherine Deneuve), и даже заставил их петь. По ходу детективного расследования каждая из актрис исполняла французскую эстрадную песню. Критика приняла этот кинематографический эксперимент очень дружелюбно, назвав фильм «по-французски изящным и пикантным гламурно-музыкальным детективом».
В 2005 году Франсуа Озон вновь вернулся к теме скорби по умершим, заявленной в драме «Под песком». Его картина «Время прощания» (Temps qui reste, Le)рассказывала о модном фотографе, внезапно обнаружившем у себя рак печени и легких в последней стадии. Картина вновь получила одобрение в прессе, но никаких существенных наград удостоена не была. И это удивительно – молодой режиссер, уже сейчас считающийся киноэлитой, человек, чье творчество является предметом постоянных дискуссий, до сих пор не получил ни одной существенной кинопремии. Возможно, все еще впереди? Будем надеяться.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.