Стивен Спилберг: между Оскаром и кассой
Он дважды подавал заявление в киношколу при Университете Южной Калифорнии и дважды получал отказ. Оба раза с формулировкой «слишком бездарен». Трудно усомниться в компетентности членов приемной комиссии – им просто не нравились любительские фильмы, которые приносил этот молодой еврейский парнишка в качестве практических работ. В конце концов он плюнул на все и поступил в калифорнийский техникум, однако не переставал снимать свое кино. А через несколько лет получил всемирное признание. Парнишку звали Стивен. Стивен Спилберг (Steven Spielberg).
Он родился 18 декабря 1946 года в Цинцинатти, штат Огайо, в семье электрика и профессиональной пианистки. Кроме него в семье было еще три ребенка, но самым талантливым из них был именно Стивен. С ранних лет он любил придумывать удивительные фантастические истории и снимать их на любительскую камеру, которую подарил ему отец. За это мальчишку даже прозвали Человеком-кинокамерой. Его старания не пропали даром, уже в 12 лет юный Спилберг стал победителем юношеского киноконкурса в Калифорнии за 40-минутную военную картину «Побег в никуда» (Escape to Nowhere, 1961). В создании первых работ ему активно помогали родители: давали денег на съемочные расходы, организовывали питание для актеров, а отец даже помогал строить декорации
В шестидесятые годы семья переехала в Калифорнию, где, как было сказано выше, Стивен не смог поступить в киношколу и пошел в технический университет штата. Но уже в 1968 году его короткометражка «Эмблин» (Amblin) привлекла внимание боссов компании «Юниверсал» (Universal), и он был приглашен на студию для работы над сериалами и недорогими телефильмами. Именно здесь он снял свой первый полнометражный фильм «Дуэль» (Duel, 1971), рассказывающий об автомобильной битве небольшой легковой машины и мощного бензовоза.
Первым большим фильмом, снятым на кинопленку, стал «Шугарлендский экспресс» (The Sugarland Express, 1974), о котором лестно отозвалась большая часть кинокритиков. Но настоящий успех ждал Спилберга после выхода ужастика «Челюсти» (Jaws, 1975), рассказывающего о громадной акуле, терроризирующей небольшой город. Эффектные блокбастеры пробили ему путь в большое кино – фантастика «Близкие контакты третьей степени» (Close Encounters of the Third Kind, 1977), приключения «Индиана Джонс в поисках утерянного ковчега» (Raiders of the Lost Ark, 1981) и конечно же знаменитый «Инопланетянин» (E.T.: The Extra-Terrestrial, 1982) сделали его самым успешным режиссером 70-80-х годов.
Заработав имя на своих фильмах, Стивен Спилберг начал продвигать других режиссеров. Он занимался продюсированием таких безусловных хитов, как «Назад в будущее» (Back to the Future, 1985), «Гремлины» (Gremlins, 1984), «Кто подставил кролика Роджера?» (Who Framed Roger Rabbit, 1988) и многих других суперкассовых лент. Все они были сняты на собственной студии Спилберга, которую он назвал в честь одного из своих первых фильмов – «Amblin Intertainment».
В 90-е годы Спилберг снова напомнил миру, кто является самым успешным режиссером современности. Его фантастический блокбастер «Парк юрского периода» (Jurassik Park, 1993) собрав в прокате 1 миллиард долларов (и половину этой суммы с выходом на видео), став на некоторое время самым кассовым фильмом в истории голливудского кино. Завоевав симпатии зрителей, Спилберг благодаря своей следующей работе не оставил равнодушными и придирчивых критиков. Черно-белая военная драма «Список Шиндлера» (Schindler's List, 1993), рассказывающая о страшной судьбе еврейского народа в годы Второй мировой войны, получила 7 премий «Оскар», в том числе за лучший фильм и режиссуру. Еще пять «Оскаров» он поставил себе на полку четыре года спустя благодаря «Спасению Рядового Райана» (Saving Private Ryan, 1998), вновь на тему Второй мировой.
В новом тысячелетии Спилберг вернулся к жанру фантастического блокбастера. Сначала был «Искусственный Разум» (Artificial Intelligence: AI, 2001), реализация давней идеи Стенли Кубрика, в которой рассказывалось о мальчике-роботе, мечтающем о семье. Затем «Особое мнение» (Minority Report, 2002) - экранизация повести Филлипа К. Дика, повествующая о недалеком будущем, где преступления не совершаются потому, что их предсказывают заранее. Ну и наконец, экранизация романа Герберта Уэллса «Война миров» (War of the Worlds, 2005) о нападении на землю инопланетян. При всей своей технологичности и качественной режиссуре этим фильмам не удалось достичь кассовых высот предыдущих работ Спилберга. Публика уже привыкла к масштабным спецэффектам, и привычные спилберговские методы в новом тысячелетии не работали.
Последней на сегодняшний день режиссерской работой мастера является политический триллер «Мюнхен» (Munich, 2005), рассказывающий о группе агентов Массада, которые мстили убийцам израильских спортсменов – участников Олимпиады 1972 года. У Спилберга получилась тяжелая мрачная лента, снятая в нарочито некоммерческой стилистике. Однако в этот раз американская киноакадемия проигнорировала серьезный фильм Спилберга – из 5 номинаций на «Оскар» лента не получила ни одной. Возможно, этот факт повлиял на желание режиссера временно уйти из кино, чтобы уделить больше времени семье. «За последний год я снял два фильма, «Войну миров» и «Мюнхен», и совсем спекся», - заявил Спилберг перед уходом. Но мы-то знаем - это всего лишь затишье перед очередной бурей. Впереди ведь еще четвертая часть «Приключений Индиана Джонса», да и этим все не закончится.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.