Диана Вриланд: икона стиля

Время публикации: 2 Февраля 2013
Автор: Ирина Кузьмичева
Источник: FashionTime.ru
Диана Вриланд не просто возглавляла главные журналы о моде в мире. Она изобрела профессию модного редактора и навсегда изменила жанр глянца. FashionTime.ru изучил жизнь «верховной жрицы моды».

 
Не родись красивой

Диана Делзил родилась 29 июля 1903 года на Avenue Bois de Boulogne, одной из самых дорогих и престижных улиц Парижа, по соседству с Онассисами и Ротшильдами. Ее мать, американка Эмили Ки Хоффман, была потомком брата президента Джорджа Вашингтона и кузена Фрэнсиса Скотта Ки (автор гимна США) и дальней кузиной Полин де Ротшильд. Отец Фредерик Янг Делзил был биржевым маклером англо-шотландского происхождения.

Семья ни в чем не нуждалась: отдыхала в Довиле и Венеции, принимала у себя Дягилева и Нижинского. Мать хотела вырастить из Дианы музу модельеров. Дочь перевыполнила план.

Четыре года спустя у Делзилов родилась еще одна дочь. В отличие от среднестатистической внешности старшей сестры Александра – прелестный белокурый ребенок с фиалковыми глазами. Когда Диана гордо прогуливалась с коляской в парке, миссис Делзил решила, что дочь завидует сестре и скажет: «Плохо, что у тебя такая красивая сестра и что ты так уродлива и так ревнуешь к ней». Став взрослой, Вриланд будет вспоминать, что «всегда была для нее маленьким страшненьким монстром». Поэтому еще в детстве поняла, что выделиться на фоне милашек поможет только безупречный вкус и индивидуальный стиль. Позже Диана специально подчеркивала свои недостатки: зачесывала назад черные волосы, отчего черты лица становились более резкими и выпуклыми. Бледную кожу делала еще более белой, покрывая раствором извести, дополняя красными румянами и красной же помадой.

В начале Первой мировой войны вся семья эмигрировала в Нью-Йорк. Диана училась в шикарных школах, изо всех сил пыталась выучить английский язык. Но в результате заработала заикание. Диану записали в балетную школу в класс Михаила Фокина. Девочка даже станцевала в Карнеги-холл, в балете «Гавот» вместе с Анной Павловой. «Когда я открыла для себя танец, я научилась мечтать. Мне больше не до чего не было дела. Я думала только о том, чтобы держать ритм, правильно выполнять движения и быть связанной с музыкой».  

Будучи 19-летней девушкой, Диана впервые появилась на страницах Vogue, в разделе светских новостей. «Мисс Диана Делзил, одна из самых привлекательных дебютанток зимы, садится в свой Cadillac», – гласила надпись под фотографией. Прошло 40 лет, прежде чем она вернулась в главный журнал о моде. Но уже совсем в другой роли.

В 20 Диана познакомилась с молодым банкиром, недавним выпускником Йельского университета, Томасом Ридом Вриландом. «Я никогда не чувствовала себя комфортно в отношении своей внешности, пока не встретила Рида. Он помог мне почувствовать себя красавицей. Это была любовь с первого взгляда. Ничто не могло испортить мое счастье».

И не испортило. 1 марта 1924-го Диана и Рид поженились. Молодожены переехали в Олбани, столицу штата Нью-Йорк. Там с разницей в два года родились их сыновья: Томас и Фредерик. В 1928-м чета Вриландов перебралась в Лондон. Чтобы шокировать соседей, Диана велела покрасить входную дверь в свой любимый красный цвет.

В британской столице Диана открыла магазин нижнего белья. Кружевные вещи собственными руками шили послушницы испанского монастыря. Когда будущая герцогиня Виндзорская заказала сразу несколько комплектов, сарафанное радио лучше самой дорогостоящей рекламы сделало магазин популярным.

В 1935 году Вриланды возвращаются в Нью-Йорк налегке: из-за семейных дрязг они потеряли большую часть наследства Дианы. Это не значит, что им нечем платить за квартиру на Манхэттене, но пополнять гардеробную придется реже. Диана не может этого допустить. Ей 32 года, она никогда толком не работала, но понимает, что пришло время.


Почему бы вам не стать редактором Harper’s Bazaar?

1936 год. Отель St. Regis. Вечеринка. На Вриланд белое кружевное платье Chanel и болеро, ее черные волосы украшали белые розы. Она великолепно танцевала. Модницу заметила Кармел Сноу, главный редактор Harper’s Bazaar. На следующий день очарованная Сноу предложила ей работу. «Но, г-жа Сноу, за исключением моего небольшого магазина дамского белья в Лондоне, я никогда не работала. Я в жизни не ходила в офис. Я даже никогда не одеваюсь до обеда», –сомневалась Диана. «Но вы, кажется, много знаете об одежде», – ответила Кармел. «Да. Я посвятила этому много часов».

Вриланд обладала даром выдумывать слова и складывать их в фразы, которые становились афоризмами, превращаясь в «вриландизмы». С этого момента и до увольнения Диана вела колонку «Почему бы вам не...», давая читательницам ироничные советы: «Почему бы вам не перешить свое платье в пижаму?», «Почему бы вам не украсить выхлопную трубу автомобиля мехом?», «Почему бы вам не нарисовать на стенах детской карту мира, чтобы из детей не выросли люди с ограниченным взглядом на жизнь?», «Почему бы вам не вымыть белокурые волосы вашего ребенка выдохшимся шампанским, как это делают во Франции?». Уставшие от Великой депрессии домохозяйки пришли в восторг.

Продажи поползли вверх, и вскоре Вриланд заняла пост фэшен-редактора. Но, вместо того чтобы сухо докладывать о трендах и Неделях моды, она стала учить американок стилю. Вриланд не нравилось то, что предлагала американская мода 1940-х. Она терпеть не могла обувь на высоком каблуке и крепдешиновые платья, которые женщины носили даже в жару. Вместо этого она носила сандалии на босую ногу с повседневной одеждой. Все стали делать так же.

«Если это не в моде, фантазируйте», – говорила Диана. Так, она призывала не бояться ярких цветов в одежде (с ее подачи в моду вошли красные лаки, румяна и помады), подсказала сочетание черного и белого. Сама Диана была ходячей библией моды и своей лучшей ученицей. Однажды она решила отказаться от кошелька в пользу карманов. Свою экстравагантную выходку она объяснила тем, что все равно постоянно забывает сумки в такси. Позже с нее взяли пример главный редактор французского Vogue Эммануэль Альт и ее предшественница Карин Ройтфельд.

Вернувшись с отдыха на Французской Ривьере, Диана презентовала очередную шокирующую идею для съемки. Фотограф Хорст П. Хорст помнит, как Вриланд вызвала его к себе в кабинет. На полу были разложены бикини. «Разве вы не согласны, что это самая захватывающая вещь после атомной бомбы? – лукаво спросила она. – Теперь найдите такую же великолепную манекенщицу». Шел 1947 год.

Перед началом Второй мировой Рид уехал в Монреаль, чтобы управлять банком друга. И оставался там всю войну. Позже Диана узнала, что он жил с другой женщиной, но брак это не испортило. В 1955 году они переехали в новую квартиру. Вриланд попросила декоратора: «Я хочу, чтобы это место было похоже на сад, но сад в аду». Стены и диваны обтянули красным ситцем в цветок. Вриланд добавила красные бархатные кресла, груду полосатых и принтованных подушек, клетчатый плед и ярко-красный коврик. Это было ее царство.

Вторая Мировая война, космическая эра, сексуальная революция – все эти события отражались в фотосессиях на страницах Harper’s Bazaar. Фотографии всегда были яркими, инновационными, незабываемыми.

В 1957-м Сноу покидает пост главреда. Ее место занимает Вриланд. Однако, несмотря на авторитет, Вриланд платили около $1 тысячи в год. Поэтому в 1963 году она приняла предложение от главного конкурента Harper’s Bazaar.


Vogue: о моде и не только

В Vogue Диана сначала стала младшим редактором. «Мне предложили очень большую зарплату, компенсацию любых редакционных расходов и поездки в Европу по моему желанию». В ее офисе стояли большой черный стол, два плетеных шведских стула, небольшой диван, книжные полки и леопардовый коврик. В общем, «это был самый обычный кабинет, совсем не вычурный». На стенах Диана создала муд-борд из десятков вдохновлявших ее фотографий. Неистовая Мария Каллас, усмехающийся Энди Уорхол, даже белый медведь. «Все, кого она видела, и все, с кем говорила, каждый цвет, каждая вибрация, которую она чувствовала, в конечном счете переводилось в моду на страницах Vogue», – вспоминает руководитель парижского офиса Сьюзен Трэйн.

«Диана была первым человеком, обратившим внимание на молодежную революцию 60-х», – сказал Оскар де ла Рента, один из многих дизайнеров, которым она помогла начать карьеру (так же, как Диане фон Фюрстенберг и Маноло Бланику). Он прав. Вриланд наслаждалась 60-ми, она чувствовала, что это неповторимое время. «Если у вас был нос с горбинкой, это не имело никакого значения, пока у вас были стройное тело и хорошая машина», – вспоминает редактор, явно намекая на свой нос и фигуру.

В 1963 году Джессика Дэйвс покидает кресло главного редактора, и его занимает Диана. Она меняет концепцию обложки и контент: отныне журналисты пишут не только о моде, но об уходе за собой, о художниках, актрисах и политиках. «Я не думаю, что кто-нибудь когда-нибудь был в лучшем месте и в лучшее время, чем я на посту главного редактора Vogue».

Вриланд всегда знала, чего хочет от фотографий. Она могла отправить съемочную группу в любую точку планеты. Так, на Tаити сотрудники журнала должны были найти белую лошадь и раскрасить ей хвост во все цвета радуги. Когда они обнаружили подходящего жеребца, тот ускакал в горы. На поиски ушло несколько дней, но задуманный Вриланд кадр был сделан. Конечно, такие эксперименты стоили немало. Доходы от рекламы упали.

В 1971 году Вриланд понизили до редакционного консультанта, а потом уволили. Причина до сих пор не разглашается. В своих мемуарах Вриланд пролила тусклый свет на ситуацию: «У большинства людей нет своего мнения. Журналы давали читателям свою точку зрения. Я же призывала к самостоятельности. Тогда мне позвонили изо всех американских журналов и сказали: «Вы должны указывать людям. Никто ничего не хочет сделать самостоятельно. Они хотят следовать за лидером!».

За восемь лет, проведенных в Vogue, «великая жрица моды» открыла Эди Седжвик, Джин Шримптон, Верушку, Твигги («Странная, жуткая, похожая на бродягу»). Она первая посвятила развороты Мику Джаггеру («Эти губы!») и Beatles. Впервые модели превратились в звезд, а звезды – включая Одри Хепберн, Барбру Стрейзанд, Шер – стали моделями.

Фотограф Ричард Аведон, работавший с Вриланд в течение 40 лет, вспоминал: «Ди-Энн изобрела профессию редактора моды. До нее были светские дамы, которые примеряли шляпки на других светских дам». С ним солидарен Аззедин Алайя: «Единственный главный редактор американского Vogue, который войдет в историю моды, – это легендарная Диана Вриланд».


Метрополитен-музей: Диана снова впереди всех

После Vogue Вриланд стала куратором и консультантом Института костюма Музея искусств Метрополитен. За тринадцать лет она организовала двенадцать выставок, включая «Мир Баленсиаги», «Романтичная и блистательная мода Голливуда», «Vanity Fair: Драгоценные находки для Института костюма». Она придумала распылять духи в музейных залах. Благодаря ей Met стал всемирным центром моды.

В 1976-м Диана два раза прилетала в  СССР: так она готовилась к выставке «Слава российского костюма». Советское правительство позволило вывезти из страны лишь крестьянские платья, которые Вриланд надела на красные манекены.

В 1984 году были опубликованы мемуары Вриланд «D.V.». D. V. расшифровывается не только как инициалы, но как фраза на латыни Dominus vobiscum («С божьей помощью»). Автор книги Кристофер Хемфилл отметил, что на беседы с героиней ушло семь лет.

В 80 лет Диана выпустила коллекцию кружевного постельного белья совместно с брендом Wamsutta. В это же время она снизила рабочий темп. 22 августа 1989 года Диана Вриланд умерла от сердечного приступа. Ее друзья и коллеги провели поминальную службу в Met. В качестве саундтрека звучала песня Rolling Stones You Can’t Always Get What You Want, «Ты не можешь всегда получать то, что хочешь». Похоже, к Диане эта фраза не имела никакого отношения.


Интересные факты

Диана носила простую элегантную одежду (костюмы, брюки с белой сорочкой или свитером, платья-рубашки), дополняя ее аксессуарами: крупные украшения (любимое – подвеска из рога), шляпы, туфли. «Мне нужны лучший кашемировый свитер, лучшие атласные брюки, самые прекрасные чулки, восхитительные туфли, – тогда вокруг шеи можно обернуть все, что угодно».
Диана часто бывала на шопинге в Париже. Чаще всего она заходила к своей подруге Коко Шанель.

Вриланд была консультантом Джеки Кеннеди в течение предвыборной кампании и познакомила ее с модельером Олегом Кассини, который стал главным дизайнером первой леди. Именно Диана подсказала Жаклин надеть в день инаугурации белое платье с длинными перчатками. За три недели до этого фото четы Кеннеди появились в Harper’s Bazaar. Джеки написала Вриланд: «Сегодня Newsweek напечатал миллион причин, почему мы выбрали именно Harper’s Bazaar. Но никто не сказал о главной причине – о вас».

Все хозяйство вел мистер Вриланд. В 1966 году он скончался от рака. Вернувшись в их квартиру на Парк-авеню, Диана огляделась по сторонам и спросила: «Где кухня?»    

Как правило, Диана обедала в офисе. Она съедала бутерброд из цельнозернового хлеба с арахисовым маслом и джемом. Запивала ланч скотчем.


«Вриландизмы»

«Когда я приехала в Америку, я красила ногти темно-красным лаком. Они многим не понравились. Но тогда были люди, которым не нравилось абсолютно все».

«Думайте о том, как одеты вы, а не кто-то другой».

«Не обязательно рождаться красивой, чтобы быть дьявольски привлекательной».

«Мода должна быть противоядием от банальности мира».

«Мы продаем надежду».
 
«У вас должен быть стиль. Он помогает спускаться по лестнице, подниматься по утрам. Это то, как вы живете. Без стиля вы никто».

«Никогда не бойся вульгарности – только скуки».

 
Фильмы, в которых изображается Диана Вриланд

«Забавная мордашка». Редактор женского журнала Quality Мэгги Прескотт списана с Вриланд, а ее ведущий фотограф Дик Эевери (в исполнении Фреда Астера) – это Ричард Аведон. После просмотра фильма Вриланд была неприятно удивлена пародией.

«Кто Вы, Полли Магу?». За экстравагантным редактором мисс Максвелл в исполнении Грейсон Хол скрывается Вриланд.

«Дурная слава». Джульетт Стивенсон блистательно изобразила Вриланд, не пряча ее за псевдонимом.

«Я соблазнила Энди Уорхола». Главный редактор Vogue (в исполнении Илеаны Дуглас) объясняет главной героине, что «фабричная компания» стала вульгарной.

Diana Vreeland: The eye has to travel. В документальном фильме Лизы Иммордино, жены внука Дианы Александра Вриланда, воспоминаниями о «верховной жрице моды» делятся личный ассистент в Harper's Bazaar Али Макгроу, актрисы Анжелика Хьюстон и Лорен Хаттон, дизайнер Диана фон Фюрстенберг и другие. За год до премьеры в свет вышла одноименная книга.


Посвящения Диане Вриланд

В 2009 году вышел номер Harper's Bazaar, где в образе Вриланд предстала Сара Джессика Паркер.

В 2011 году Александр Вриланд посвятил бабушке лимитированное издание карточек для рассадки гостей. На каждой выгравирована подвеска из рога. Набор упакован в бумагу с леопардовым принтом и коробку с автографом Вриланд.

2012 году Atelier Swarovski совместно с наследниками Вриланд создал восемнадцать украшений в стиле ар-деко, инкрустированных разноцветными камнями и кристаллами.
Смотрите другие фотографии:
Диана Вриланд в юности
Сара Джессика Паркер в образе Дианы Вриланд
Твигги на обложке Vogue
На выставке в Met
Ногти Дианы (1951)
Рубрика "Почему бы вам не..."
Диана Вриланд дома


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.