Грозят ли экономические санкции российской модной индустрии: мнение эксперта

Экономические санкции ЕС и США пока коснулись лишь отдельных граждан Российской Федерации. Но если все-таки будет принят новый пакет ограничений, чем это может обернуться для индустрии моды в нашей стране. Андрей Бурматиков, генеральный директор PROfashion CONSULTING, поделился своим мнением на эту тему. 

Андрей Бурматиков, генеральный директор PROfashion CONSULTINGАндрей Бурматиков, генеральный директор PROfashion CONSULTING


Риск №1: Замедление

Экономические санкции к России несомненно окажут влияние на все отрасли бизнеса, в том числе и на индустрию моды. Вот только шум вокруг всего этого действа пока влияет на ситуацию больше, чем, пожалуй, сами санкции. Спрос упал, но незначительно, и если выручка LFL в марте-апреле была от 0% до -5% или -15%, то в мае в большинстве компаний (как в крупных розничных сетях, так и в мелких магазинах одежды) или осталась неизменной или выросла на 5-10%.

Некоторые компании испытывают падение, но это связано в большей степени с проблемами бизнес-процессов внутри компаний, чем с макроэкономикой.

В этом году, скорее всего, упадут темпы роста рынка индустрии моды, чем сам рынок. Например, в 2013 году прирост розничной торговли товарами индустрии моды (одежда, обувь, белье) составил порядка 75 миллиардов долларов, а прирост в 2012 году – +10,7% в рублях (+8% в долларах). *

Риск №1: Замедление


Риск №2: Курсовая зависимость

Рост курса доллара в 2014 году почти на 11% (по состоянию на конец мая) еще не в полной мере чувствуется в этом году, но скажется в 2015 году, когда вырастут розничные цены. Похожий процесс наблюдался в 2008-2009 годах, когда из-за роста курса на 28% в 2009 году фактические продажи в рублях, при этом, в валюте упали на -18% по отношению к предыдущему году. *

Риск №2: Курсовая зависимость

 

риск №3: Отложенный спрос

Каждый день потребители «нагружаются» тревожной информацией, что приводит к естественной реакции – они испытывают стресс неопределенности. Самым обычным проявлением этого стресса является отложенный спрос. Люди перестают покупать товары, не являющиеся инвестицией (как, например, одежда), увеличивают потребление продуктов питания и алкоголя (рестораны и бары процветают), и, что интересно, пытаются больше копить. Об этом  свидетельствует исследование ВЦИОМ, по данным которого в 2014 году на россиян, которые «тратят все деньги на текущие нужды и ничего не откладывают», стало на 3% меньше**.

Возвращаясь к прецеденту 2008 – 2010 годов, падение выручки в твердой валюте в 2009 году компенсироваось ростом в 2010 году на +15% в долларах (+9,9% в рублях).* Сценарий предстоящих событий скорее всего будет похожим: замедление в 2014-2015 и рост в 2016-2017 годах.

риск №3: Отложенный спрос


Обратная сторона: Invented in Russia

Самый интересный тренд сложившейся ситуации заключается в том, что пресс со стороны запада вызвал не сколько экономический страх, сколько наоборот – эмоциональный протест и стремление к национальной и самоидентификации. Буквально за несколько последних месяцев ряд серьезных инвесторов начинают проекты в индустрии моды, нацеленные на долгосрочное развитие новых торговых марок и розничных сетей.

Работая над этими проектами мы слышим со стороны инвесторов оптимистичный настрой и стремление развивать российские по креативному происхождению бренды. Из-за упадка производства легкой промышленности в стране производить их в России в полном объеме будет невозможно, и придется размещать в основном в Юго-восточной Азии, но и в этом теперь есть позитивный момент, если учесть новый общеполитический курс страны на развитие отношений с Китаем и другими странами ЮВА.

В России есть воля и потенциал креативной и маркетинговой мысли, что уже проявляется в уникальных проектах, как, например, способные развить патриотический посыл проекты UVZ, KamAZ и несколько других, о которых мы услышим в скором времени. Настал подходящий момент развивать в индустрии моды бренд «Invented in Russia», который уже давно зарекомендовал себя в стратегических областях экономики.

Обратная сторона: Invented in Russia

 

*Аналитика PROfashion CONSULTING на основе данных Росстата

** Данные ВЦИОМ

*** Данные Центра научной политической мысли и идеаологии (Центр Сулакшина)

 
 
 



Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.