Ближний Восток стал новым центром моды
Очень долгое время в обществе господствовало мнение о несовместимости женской моды и традиций Ислама. Однако мультикультурная интеграция меняет мир вокруг с огромной скоростью, и вот совсем недавно появились первые fashion-блогеры с Ближнего Востока, а уже сегодня Instagram некоторых кувейтских модниц насчитывает почти миллион подписчиков, и западная fashion-кульура с радостью принимает переосмысленный восточный колорит.
Согласно Корану и Сунне тело мусульманской женщины должно быть скрыто под одеждой, посторонние люди могут видеть только лицо, руки и ноги. Также считалось очень смелым поступком публикация собственного лица в социальной сети. Однако, кувейтская девушка Ассия Сара сумела очень тонко пройти моральные преграды, начав публиковать в социальных медиа свои фото, на которых она предстает со множеством вариаций повязывания хиджаба на голове.
Сама про себя девушка так и говорит «блогер в тюрбане». Ассия – вообще большая модница, сочетает в своем гардеробе разные стили одежды, любит разных дизайнеров, при этом неизменной детатью туалета остается платок на голове.
Таким образом, переосмысленная традиционная каноническая одежда мусульманки превращается в стильный и знаковый элемент гардероба, притом не только в исламской культуре, но и во всем мире.
Также последнее время прослеживаются и такие межкультурные fashion-тенденции, как активное заимствование европейскими Домами моды элементов исламской культуры: адаптации орнаментов, кроя. Естественно, немалую роль в процессе играет бизнес-интерес. Лучшими клиентками кутюрных Домов уже несколько десятилетий являются представительницы богатых арабских династий, и конечно же, дизайнеры стараются угодить своей аудитории. Отдельно стоит упомянуть об Elie Saab. Ворвавшись в мир Высокой моды, кутюрье ливанского происхождения принес на подиумы атмосферу восточного колорита, ультра-шика и суперутонченной женственности.
С 2002-го года марки Prada, Cavalli, Fendi официально изготавливают кафтаны для кувейтского шейха Маджеда аль-Сабаха и его семьи. Далее тенденция идет по цепочке от первых до вторых-третьих линий, то есть охватывается довольно широкая аудитория. Для своих ближневосточных бутиков марки делают модели одежды с учетом исламских традиций женского гардероба. И, конечно же, самым главным хитом являются платки. Традиционно «платочные» марки (Etro, Hermes) имеют серьезнейшую вовлеченность в рынки исламских стран. Следует заметить, что модели с ближневосточными расцветками, узорами и принтами стали очень популярны и востребованы и среди европейских и азиатских клиентов марок. В 2004 году стала очень популярной реклама марки Hermes, где две женщины с темными волосами и глазами, со смуглой кожей представляли шарфы с логотипом компании, повязанные в мусульманском стиле, словно хиджаб. По признаниям рекламного отдела компании Hermes, этот маркетинговый ход оказался очень удачным. Примечательно, что в 2008 году марка выпустила непосредственно тюрбаны.
Для полноты картины следует упомянуть случаи резонансного поведения европейских марок, связанные с исламскими канонами. Хрестоматийным примером является история Карла Лагерфельда, который в 1994 году создал для марки Chanel платье с надписью на арабском языке, скопировав ее с барельефа в Тадж-Махале. Карл счел лишним проконсультироваться о значении цитаты, часто повторяющейся в Коране, и в итоге подвергся нападкам с обвинениями в богохульстве, а Клаудии Шиффер, демонстрировавшей платье, угрожали смертью. Лагерфельд публично извинился и пообещал сжечь платье, фотографии и негативы. В 2009 году в ролике компании Liaison Dangereuse женщина надевает лифчик и чулки, а в конце закрывает тело паранджой. Мусульмане были очень возмущены: напрямую такое сочетание нормам шариата не противоречит, но видеть женщину в нижнем белье может только муж.
Также данный момент мусульмане-суфии по всему миру протестуют против знаменитого итальянского дизайнера Роберто Кавалли, обвиняя его марку в плагиате. Верующие считают, что логотип, используемый в рекламой кампании Just Cavalli, слишком похож на священный для мусульман-суфиев знак.
Что касается непосредственно исламских дизайнеров, то ощутима тенденция выхода из тени частных заказов к более широкой аудитории. Потенциал рынка исламской моды огромен: не заняты ниши одежды для беременных, спортивной одежды, свадебной, вечерней. Первое шоу исламской моды имело место в 2003 году в Иране. С тех пор подобные мероприятия проводятся почти каждый год. Подключился и Старый Свет: недавно Лондоне впервые прошел фестиваль «Мир арабской моды», который обещает стать ежегодным. Что касается России, то первый Международный конкурс мусульманской моды Islamic Clothes прошел в 2009 году в Казани. Появляются, развиваются и находят горячий отклик у клиентов российские дизайнеры и марки исламской моды. Среди самых интересных хочется упомянуть Rezeda Suleyman, Imani, Bonna Ella.
Одно из самых громких имен – Дом моды Firdaws, открывший свои двери в октябре 2009 года в центре Грозного. В Доме моды трудятся молодые чеченские дизайнеры, идеи для коллекций они черпают из истории вайнахского национального костюма и мудрости высказываний Корана. Творческой миссией провозглашена «Элегантность в традициях Ислама». Firdaws регулярно учавствует в российских Неделях Моды и показах в арабских странах.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.