Женские шарфы XVIII-XIX веков
Платок был излюбленным дамским аксессуаром с XVIII века. Изначально в моде были большие косынки из линобатиста - тончайшего, но прочного, полупрозрачного материала, похожего на газ. Их концы завязывали под край выреза или вставляли между шнуровкой корсажа, создавая впечатление высокого бюста. Это было необходимое умение для красавиц того времени - грамотно завязать косынку, чтобы при вдохе она приоткрывалась, нечаянно показывая кавалеру достоинства глубокого декольте, а при выдохе возвращалась в исходное положение, придавая обладательнице косынки вид скромницы. Часто этот аксессуар украшали вышивкой белым по белому, выполненной льняными нитками. Он был популярен в домашнем и утреннем туалете. Также платок был актуален к платью для прогулок. Постепенно материал заменился на игольное или коклюшечное кружево, но к концу века, во времена правления Марии Антуанетты, линобатист снова вернулся в моду.
На рубеже XVIII-XIX веков вошли в моду большие шали из шерсти или пашмины - подпушка высокогорных коз. Они изготовлялись в Кашмире (Северная Индия) с XV века. В Европу такие шали привез Наполеон Бонапарт из Египетского похода в подарок своей жене Жозефине де Богарне. Это прекрасно дополняло модные в то время платья из тончайшей кисеи с завышенной талией. Надо полагать, что не только изумительные красота орнамента и мягкость способствовали росту популярности этих шалей, но и то, что ампирные туалеты были при всей их привлекательной легкости и прозрачности очень холодными. А климат Парижа все же несколько отличался от климата Древней Греции, подражательницами которой были француженки. Врачи умоляли запретить эту моду, предлагая дамам отправиться на кладбище Пер-Лашез и посмотреть, сколько хорошеньких ветрениц умерло из-за нее от простуды. Однако женщины, не желавшие расставаться с обольстительными нарядами, решили проблему проще и стали греться с помощью теплых шалей. На многих портретах того времени можно видеть прекрасные образцы этого аксессуара.
В России шали сначала привозили из-за границы, а затем стали делать и у себя. Среди русских шалей выделялись Колокольцевские. Особенностью этих изделий было то, что они ткались без изнанки и делались из тонко спряженного козьего пуха. Эта техника была абсолютно уникальна. Сейчас несколько колокольцевских шалей хранятся в крупных музеях, например в Эрмитаже.
В начале 1820 годов модные журналы рекомендуют клетчатые «шотландские» кашемировые шали и черные шали с цветной каймой.
В 30-е годы XIX века к бальным туалетам полагались платки, шарфы из прозрачных тканей, затканных золотым или серебряным узором, а также мантильи из черного кружева.
В то время как великосветские дамы украшали себя невесомыми шарфами – «паутинками», купчихи - платками весьма крикливых расцветок. Цвета ценились яркие: красный, голубой, палевый. «Богатая» шаль - непременное дополнение наряда купчихи на картинах Кустодиева, Малевича, Маковского.
Знаменитые русские платки и шали - павлопосадские. Чаще всего художники используют черный, темно-красный и белый фон, но можно отыскать и ярко-синюю или вишневую модель. Орнамент, как правило, растительный: розы, георгины, ромашки, незабудки и сочная зелень листьев. Края отделываются бахромой. Национальный колорит этих шалей весьма оживляет черные и серые краски зимней одежды. Что же касается платка, то его считают «своим» приверженцы разных стилей.
Ведь до сих пор шелковый платок-каре (чаше всего Hermes) - непременный атрибут успешной деловой женщины. Как и в XIX веке, стоят они немало, но, как говорится, они того стоят.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.