Мода «по-быстрому»: все о феномене fast fashion

Время публикации: 25 Мая 2009
Автор: Полина Личагина

Наконец-то и российские модницы могут в полной мере ощутить всю прелесть феномена фаст-фэшн. Сначала Zara и Mango, несколько лет спустя TopShop, а недавно - H&M и Gap, зацементировавшие молодой российский массмаркет, научили московских охотниц за недорогой и стильной одеждой быстро реагировать на мировые модные тенденции и шагать в ногу со временем. На волне популярности нового явления в индустрии шопинга FashionTime поближе знакомит читателей с его законодателями.

Что такое фаст-фэшн?

Официально термин fast fashion (что переводится как "быстрая мода") означает появление на массовом рынке коллекций одежды, точь-в-точь копирующих тренды, только что продемонстрированные на главных мировых неделях моды. Проще говоря, дизайнерские идеи, молниеносно растиражированные по дешевке в массы. Первыми, кто настолько открыто использовал эту стратегию, оказались дизайнеры испанской сети Zara, немедленно завоевавшей популярность в Европе, США и Японии. За Zara подтянулись и другие европейские марки, многие из которых адаптировали свою креативную концепцию под новый тренд, как шведская сеть H&M или британская Primark, - и фаст-фэшн прочно утвердился в статусе самой прогрессивной моды. Ключевым моментом новой философии является постоянная смена имиджа в зависимости от текущей тенденции. Небольшая стоимость модных вещей уличных марок и их постоянная ротация позволяют модницам быстро и без особого вреда для собственного кошелька обновлять гардероб и копировать супермоделей с подиумов Парижа и Милана.

Безусловно, тенденция не могла не отразиться на благосостоянии модных домов. Порой даже самые богатые представительницы высшего общества стали предпочитать дорогим вещам из дизайнерских коллекций не менее стильные и качественно сшитые на китайских фабриках платья уличных марок, таким образом лишая именитых кутюрье законной прибыли. Участившиеся в последнее время судебные иски по защите интеллектуального права, несмотря на все старания адвокатов, пока не приносят результатов - Zara и H&M так и продолжают безнаказанно штамповать принтованные платья а-ля Мэттью Уильямсон, структурные тренчи, как у Balenciaga, и бандажные платья, как у Herve Leger, и уводить целевую аудиторию у дизайнеров.

Zara

Флагманская сеть испанской Inditex Group (среди других брендов - Massimo Dutti, Pull and Bear, Stradivarius и Bershka), принадлежащая испанскому магнату Амансио Ортеге (Amancio Ortega), открыла свой первый фирменный бутик в А Коруне в 1975 году. Сегодня в мировой сети Zara, покрывающей практически все развитые страны, около 1300 магазинов. Ходит поверие, что марке нужно всего две недели, чтобы доставить новую модель в бутики, в то время как конкуренты тратят на это в среднем полгода, а также что в год в ателье Zara, сегодня состоящих из более чем 400 профессиональных модельеров, создаются более 10 тысяч уникальных дизайнов. Сделав ставку на небольшой тираж каждой модели и ее быстрый уход с рынка, Zara добилась уникального эффекта - каждый день толпы модниц штурмуют фирменные бутики марки, зная, что если не взять понравившуюся вещь сразу, завтра ее уже нигде не будет. Схема "быстрого шопинга" с постоянной сменой предлагаемого ассортимента сработала безотказно и ежедневно пополняет копилку Zara миллионами прибыли. Интересная особенность маркетинговой стратегии марки - полное отсутствие рекламы. Zara предпочитает вкладывать прибыль в открытие новых магазинов и расширение коллекций, считая, что ее модели говорят сами за себя. Однажды ведущий директор французского модного дома Louis Vuitton Даниэль Пьетте (Daniel Piette) даже назвал Zara "возможно, самым инновационным и самым разрушительным ретейлером мира", после чего многие французские модные дома нарекли компанию "имитатором моды".

TopShop

Британская сеть TopShop, сегодня функционирующая в более чем 100 странах мира, принадлежит Arcadia Group (среди других брендов - Miss Selfridge, Dorothy Perkins, Burton, Wallis), возглавляемой известным британским бизнесменом сэром Филипом Грином (Sir Philip Green). Созданная в 1964 году в Лондоне марка молодежной одежды в период расцвета уличной моды в Европе в 1990-х считалась ужасно немодной и чуть не закрылась из-за резкого снижения прибылей, однако под руководством господина Грина пережила свое второе рождение, сменив дизайнерскую политику и нацелившись на массмаркет. Настоящим успехом TopShop стало сотрудничество с культовой британской супермоделью Кейт Мосс (Kate Moss) и ведущим модельером Стеллой Маккартни (Stella McCartney), добавившим бренду популярности. Несколько сезонов назад коллекции TopShop стали демонстрироваться в рамках Лондонской недели моды, а флагманский бутик TopShop на Оксфорд-стрит в Лондоне официально считается самым большим в мире магазином одежды. В России TopShop открылся в конце 2006 года в московском торговом центре "Европейский".

H&M

Шведская сеть H&M (Hennes & Mauritz), основанная в 1947 году в небольшом северном городке Вестерос, сегодня является крупнейшим европейским ретейлером - более 1700 фирменных бутиков работают в 33 странах мира. До сих пор остающаяся семейным предприятием компания принадлежит шведскому бизнесмену Штефану Перссону (Stefan Persson), а за дизайн в ней уже несколько лет отвечает креативный директор Маргарета Ван Ден Бош (Margareta Van Den Bosch). Главным козырем H&M стало сотрудничество с ведущими мировыми модельерами - капсульные коллекции, первой из которых стала совместная коллекция с Карлом Лагерфельдом (Karl Lagerfeld) в 2004 году, теперь выпускаются в H&M каждый сезон, собирают многокилометровые очереди страждущих модниц накануне официальной презентации и раскупаются в считанные минуты. За пять лет свои коллекции для H&M представили Стелла Маккартни (Stella McCartney), Мадонна (Madonna), датские дизайнеры Viktor&Rolf, Роберто Кавалли (Roberto Cavalli), японская марка Comme des Garcons и британец Мэттью Уильямсон (Matthew Williamson). Долгожданное открытие H&M в России состоялось 13 марта - сегодня в Москве целых два фирменных бутика - в ТЦ «Метрополис» и «МЕГА Химки».

GAP

Крупнейший американский ретейлер недорогой повседневной одежды GAP был основан в Сан-Франциско в 1969 году Дональдом и Дорис Фишер (Donald, Doris Fisher), до сих пор принимающими активное участие в формировании маркетинговой и дизайнерской политики бренда. Начав с торговли джинсовой одеждой, Gap быстро завоевал популярность по обе стороны океана и уже к концу 1970-х стал одной из самых влиятельных уличных марок США, выпускающей коллекции мужской, женской и детской одежды и аксессуаров. Сегодня в империи Gap Inc., куда помимо главной марки Gap входят бренды Banana Republic, Old Navy, Piperlime и Athleta, более 3500 фирменных магазинов по всему миру. В России фирменные магазины Gap открылись в конце прошлого и начале этого года в ТЦ "МЕГА Белая дача" и "Метрополис".

 



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.