Милош Форман – ленивый классик
Может ли ленивый человек стать великим кинорежиссером? Оказывается, да. Друзья знаменитого режиссера Милоша Формана (Milos Forman, настоящее имя - Ян Томас Форман) утверждали, что он является самым ленивым человеком на свете. Его друг Йосеф Шкворецки вспоминает, что чаще всего ему приходилось видеть Милоша в лежачем положении. Он даже гостей принимал, не вставая с любимой кровати, - этакий Обломов от кинематографа. Писать сценарий он мог несколько лет, но… как только Милош Форман приходил на съемочную площадку, в нем просыпался совершенно другой человек – режиссер, готовый трудиться и день и ночь, до последних сил, до самого последнего дубля. Вот она – волшебная сила фразы «Мотор!».
Он родился 18 февраля 1932 года в Чехословакии, в семье еврейского профессора педагогики и жены-протестантки. Родителей потерял очень рано – их сослали в фашистский лагерь Аушвиц во время второй мировой воины – и мальчик воспитывался у родственников. Когда война закончилась, Милош поступил на кинематографический факультет Пражского университета.
Его творческий путь начался в знаменитом театре «Латерна Магика» (Laterna magika), где он работал сценаристом, а в 63-м состоялся кинодебют Формана в качестве режиссера документальных фильмов. Его картина «Конкурс» (Audition) рассказывала о молодежи, увлекающейся джазом. А через год Милош снял свой первый игровой фильм «Черный Петр» (Černý Petr), который получил первую премию на международном кинофестивале в Локарно. Характерной чертой его режиссерской работы являлось то, что он требовал от актеров импровизации – даже если диалоги в сценарии были прописаны ярко и подробно, он заставлял исполнителей вносить в роли часть себя. Такая работа не может пройти незамеченной, а потому его следующие ленты «Любовь блондинки» (Lasky Jedne Plavovlasky) и «Горит, моя барышня...» (Hori, Ma Panenko) удостоились высших похвал среди кинокритиков, которые впоследствии назвали Формана лидером новой волны чешского кинематографа.
Впрочем, популярность на родине длилась недолго. В 1968 году в то время, когда советские войска вошли в Чехословакию, Форман работал над новым фильмом во Франции. Узнав об этой новости, он решил не возвращаться и уехал в Америку, где в 1975 году принял гражданство. В США были сняты его лучшие ленты – «Рэгтайм» (Ragtime), «Амадей» (Amadeus), «Вальмон» (Valmont), «Народ против Ларри Флинта» (The People vs. Larry Flynt) - ставшие классикой авторского кинематографа. Милош Форман неоднократно номинировался и получал премию «Оскар» за режиссуру, сценарий и лучший фильм.
Но одной из самых удивительных и необычных работ стала лента «Человек на Луне» (Man on the Moon), раскрывшая драматический талант комика Джима Керри (Jim Carrey). Эта картина рассказывала о жизни популярного комика Эндрю Кауфмана, отличавшегося своеобразным чувством юмора, и была неоднозначно воспринята аудиторией. Многие назвали ее пустой и безыдейной, но, по сути, «Человек на Луне» является одной из самых смешных и светлых картин конца 20-го столетия.
Работу в кино Форман успешно сочетает с преподавательской деятельностью. Он является заведующим кафедры кино в Колумбийском университете и регулярно читает лекции по режиссуре, периодически уходя в отпуск для работы над новыми картинами. Одним из последних фильмов, к которому Форман приложил свою руку, стала казахская эпическая лента «Кочевник», громко афишированная в России.
Однако лучшей лентой режиссера принято считать «Пролетая над гнездом кукушки» (One Flew Over The Cuckoo's Nest), экранизацию романа Кена Кизи (Ken Kesey) с Джеком Николсоном (Jack Nicholson) в главной роли. Эта история о бунтаре, с которым не могли справиться даже санитары в психиатрической лечебнице, справедливо считается одним из лучших примеров экранизации литературных произведений. Без «Оскаров» опять не обошлось – американская академия расщедрилась аж на пять золотых статуэток, что в те времена являлось большой редкостью.
Выходит, что лень - двигатель прогресса? Видимо, это так. Иначе как можно объяснить тот факт, что самый ленивый на свете человек смог получить столько «Оскаров», сколько не смогли самые большие трудяги от кинематографа?
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.