Мода и море: любовный роман сквозь века
Его силуэт четко выделяется на фоне лазурного океанского пейзажа: поля роскошной шляпы чуть касаются воротника, широкие штаны украшены яркими пуговицами. Это легендарный Адмирал Гораций Нельсон, герой Трафальгарского сражения, в ходе которого он и получил смертельное ранение. Он погиб, но его знаменитая шляпа уцелела? Нет, это всего лишь небольшая копия костюма, созданная для 4-летнего принца, который в свое время на многие десятилетия вперед ввел в моду мальчиков из интеллигентных семей морской стиль одежды.
Морская тематика, воспеваемая в творчестве самых именитых мастеров моды - от тронутой солнечными лучами пляжной элегантности Коко Шанель до дерзкой и провокационной лирики Жана Поля Готье, и стала предметом выставки «Chic - Fashion's Love Affair with the Sea» («Морской шик – Любовный Роман Моды и Моря»), которая проходит в лондонском National Maritime Museum.
Начинается экспозиция с хлопкового моряцкого костюма, который Королева Виктория заказала в 1856 году для своего сына, будущего короля Эдварда VII, запечатленного на приторно-сладком портрете Франца Ксавьера Винтергальтера (Franz Xaver Winterhalter), а также в более китчевом ключе – в виде изображений на тарелках и кружках из китайского фарфора, несущих идею «моряцкой моды» в массы.
Даже в то время в этих мальчиках, одетых в бело-синие костюмчики, было нестерпимо много игры на публику. В своем дневнике Виктория записала однажды: «Берти надел свое новое моряцкое платье, которое было превосходно сшито человеком, шьющим форму для наших моряков. Но, когда он появился, офицеры и моряки сбежались на палубу поглазеть на него, все веселились и были очень довольны».
Спустя век веселые кинозвезды с удовольствием адаптировали морскую тематику к послевоенной действительности, позируя для афиш таких фильмов, как «Anchors Aweigh» («Поднять якоря») и «South Pacific» («Юг Тихого океана»). Они заставили весь мир поверить, что морской стиль – это соблазнительно и дерзко. Наброски костюмов для оперы «HMS Pinafore» знаменитого дуэта Гилберта и Салливана 1878 года, впрочем, доказывают, что «морской» очень быстро стал синонимом «безвкусного».
Эмми Миллер (Amy Miller), куратор выставки, сумел проследить развитие морской тематики в моде за последние 150 лет. Работая с Кристианом Мартином из National Maritime Museum, Миллер указал на пересечение многих культурных веяний, добавив в экспозицию секцию «Бунт и Свержение», где присутствует андрогинное пальто 1962 года от Yves Saint Laurent и неоромантический пиратский наряд от Vivienne Westwood.
«Пол и сексуальность» - центральное место в этой секции занимают свитеры-тельняшки и брюки Chanel (ранний образец феминизма), а также несколько моделей Джона Гальяно, развивающих пиратскую тематику.
Итак, к чему же привел давний роман моды и моря?
«Больше всего в «морской» моде привлекают чистота, ощущение свежести и некая аристократичность сочетания кипельно-белого и темно-синего», - рассказывает Миллер, рассмотревший в своей книге «Dressed to Kill» исторические корни британской морской униформы и ее влияние на современную моду.
Именно поэтому некоторые экспонаты на выставке абсолютно историчны, как, например, шляпа в морском стиле, которую носила прима балета Марго Фонтейн (Margot Fonteyn) в качестве патриотического жеста. Или же шляпа с пером, которую носил Нельсон во время битвы при Копенгагене 1801 года.
Другие предметы вызывают уже более конкретные и поздние ассоциации. Например, униформа американского военно-морского флота, успешно адаптированная к повседневному гардеробу скандально известной Талитой Гетти, погибшей от передозировки наркотиков музой всех молодых парижских кутюрье эпохи 60-х. Будучи одной из самых ярких представительниц «детей цветов», Талита, которой приписывают создание стиля «хиппи-шик», предпочитала носить старую униформу, купленную на блошином рынке. Ее многотысячные идейные союзники делали то же самое, протестуя таким образом против вьетнамской войны.
Женский темно-синий пиджак от Saint Laurent гармонично влился в ряд других моделей, являющихся частью классической униформы моряков. Но мало кто знает, что Ив Сен-Лоран в свое время восхищался Жаном Кокто, который в свою очередь был в восторге от морского стиля. А look, созданный недавно Антонио Маррасом (Antonio Marras) для Kenzo, при первом взгляде кажется карикатурным. Однако при более подробном рассмотрении угадывается богатейший опыт дизайнера, прожившего долгое время на морском побережье на Сардинии.
Выставка демонстрирует, насколько тесно переплетаются времена и эпохи. В 1980-х заметна некоторая гендерная размытость, а повседневная форма капитана 18 века переживает второе рождение в пиратских образах Вествуд, а также в щегольских полосатых куртках, которые так любил знаменитый рок-музыкант новой волны Адам Ант. «Эти образцы восходят к золотой эпохе пиратов и бунтарей», - комментирует Мартин.
Пожалуй, самое интересное в выставке – увидеть, как морской стиль стал классическим для женского гардероба, но при этом постепенно исчезал в мужской моде, превратившись в своеобразное «подводное течение». От скромных моряцких воротничков, которые будущая гламурная принцесса Диана носила до своей помолвки, до сдержанного костюма от Laura Ashley 1987 года: все эти модели демонстрируют не только женственность, но и некоторую чопорность. Впрочем, на экспозиции имеются и примеры того, как данный стиль иногда достигал высот haute couture: например, в коллекции Карла Лагерфельда для Chanel, в которой моряцкая тельняшка покрыта россыпью жемчужных бусин, или же полосатый свитер Готье, декорированный лентами (а платье в крупную полоску, как известно, вообще для этого кутюрье является знаковым).
Но все же, когда дело доходит до мужской одежды – будь то вариации на тему тельняшки или летние пиджаки – модели морской тематики все же не вмещаются в рамки классики, оставаясь предназначенными, скорее, для отдыха. А любая молодая мама должна быть очень и очень смелой, чтобы нарядить своего 4-летнего сына в «морской» костюмчик.
National Maritime Museum на юге Лондона, где помимо настоящей выставки существует постоянная экспозиция национального морского костюма, находится в центральном районе Гринвича, который объявлен частью мирового культурного наследия. Королевский Обсерваторий и Дом Королевы 17 века – это еще несколько достопримечательностей, которые можно осмотреть в этом зеленом и полном исторических памятников районе. Поэтому дорога на модную выставку окажется не менее увлекательной, чем сама грандиозная экспозиция.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.