Платья в стиле 1930-х годов
Время публикации: 22 Августа 2012
30-е годы прошлого века в мире моды стали целой эпохой. Редко когда на одно десятилетие приходится сразу несколько не просто талантливых, а гениальных модельеров. Мадлен Вионне, Коко Шанель, Эльза Скиапарелли – три женщины, которые перевернули представления о стиле и об одежде. И все они работали (и конкурировали между собой) в 30-е годы. Одного этого факта было бы достаточно для того, чтобы данное десятилетие вошло в историю, но мир моды предвоенных лет не ограничивался этими тремя дизайнерами. Был еще и Голливуд, и много чего другого. Обо всем этом – в новом большом материале FashionTime.ru.
30-е годы были непростыми. И оттого – такими интересными. Мир только очнулся от Первой мировой войны, но уже многие чувствовали, что и новая война – не за горами. Великая депрессия, сильнейший спад в экономике лишь усиливали подобные ожидания. И в это же время парадоксальным образом происходит настоящий расцвет в мире моды. Как будто люди, зная, что в скором им придется отказаться от роскоши и красоты на неопределенный срок, старались вдоволь «наиграться» в моду.
Все началось с того, что стиль ар-деко, правивший балом все 20-е, постепенно сходит на нет. Платья, которые не подчеркивают женскую фигуру, что в свое время воспринималось как некий бунт против канонов красоты, больше не в моде, потому что сама идея протеста, которая свойственна молодым, постепенно угасает. Проходит послевоенное десятилетие, и возвращаются прежние, пусть и слегка измененные, каноны женской красоты.
Так, в моду вернулось длинное платье. Вначале оно спускается до середины колен, а затем – и вовсе до щиколотки. И никаких вольностей 20-х. Интересно то, что новая мода так скоро пришла на смену старой, что многие женщины не успели к ней подготовиться. Особенно с учетом того, что началась Великая депрессия, и денег на одежду у людей попросту не осталось. Поэтому девушки и женщины пришивали к старым платьям куски ткани, чтобы хоть как-то прикрыть ноги. И, вот парадокс, одно время популярностью пользовались именно подобные модели – когда подол имеет другую расцветку, отличную от основного платья.
Мода 30-х годов
30-е годы были непростыми. И оттого – такими интересными. Мир только очнулся от Первой мировой войны, но уже многие чувствовали, что и новая война – не за горами. Великая депрессия, сильнейший спад в экономике лишь усиливали подобные ожидания. И в это же время парадоксальным образом происходит настоящий расцвет в мире моды. Как будто люди, зная, что в скором им придется отказаться от роскоши и красоты на неопределенный срок, старались вдоволь «наиграться» в моду.
Все началось с того, что стиль ар-деко, правивший балом все 20-е, постепенно сходит на нет. Платья, которые не подчеркивают женскую фигуру, что в свое время воспринималось как некий бунт против канонов красоты, больше не в моде, потому что сама идея протеста, которая свойственна молодым, постепенно угасает. Проходит послевоенное десятилетие, и возвращаются прежние, пусть и слегка измененные, каноны женской красоты.
Так, в моду вернулось длинное платье. Вначале оно спускается до середины колен, а затем – и вовсе до щиколотки. И никаких вольностей 20-х. Интересно то, что новая мода так скоро пришла на смену старой, что многие женщины не успели к ней подготовиться. Особенно с учетом того, что началась Великая депрессия, и денег на одежду у людей попросту не осталось. Поэтому девушки и женщины пришивали к старым платьям куски ткани, чтобы хоть как-то прикрыть ноги. И, вот парадокс, одно время популярностью пользовались именно подобные модели – когда подол имеет другую расцветку, отличную от основного платья.
Все-таки ничто так не влияет на моду, как экономическое положение в стране. Девушкам, у которых не было денег на новые наряды, приходилось разнообразить свой гардероб единственным доступным им средством – меняя аксессуары. Причем интересен тот факт, что они должны были быть одного цвета – скажем, сумочка и туфли или серьги и браслет непременно подбирались единого оттенка. А вот основного костюма это правило могло и не касаться. Кстати, подобная мода на аксессуары вызвала к жизни явление, что сейчас считается вполне привычным, но раньше вызывало удивление, а именно любовь женщин к бижутерии. Поначалу многие считали бижутерию чем-то, созданным исключительно для очень бедных людей, однако со временем мир моды принял ее, и сегодня представить себе девушку, у которой дома нет шкатулки с бижутерией, просто невозможно.
Кроме того, 30-е стали еще и временем, когда в моду вошли широкие женские плечи. Позднее, уже в 80-е, подобный тренд вернется и будет восприниматься достаточно органично, однако в 30-е это было непривычной новинкой. И связано появление такой тенденции с тем, что медленно, но верно шел процесс борьбы женщин за свои права, и широкие плечи (пусть и созданные за счет подплечников) помогали девушкам чувствовать себя с мужчинами наравне.
Вообще, 30-е – время противоречивое, как в смысле истории, так и в смысле моды. В то время параллельно развивались совершенно разные тенденции. Так, например, в женской моде тех лет прочно обосновались шляпы самых различных форм. Были и фетровые, и украшенные цветами с вуалетками, и с узкими полями, и с широкими. И при этом 30-е – это время, когда в моду входит спортивный стиль в одежде, как будто намеренно игнорируя всевозможные тренды женской моды – от бижутерии до тех же шляпок. А уже к середине 30-х популярностью стали пользоваться (о ужас! – сказали бы еще несколько лет назад самые отъявленные модницы) женские шорты, которые пришли к нам, кстати, из тенниса.
Влияние Голливуда
Огромное влияние на моду 30-х оказал Голливуд. Иной раз даже сложно сказать, что сильнее действовало на людей – новые коллекции признанных мастеров вроде Коко Шанель или очередной фильм «фабрики грез». Это и неудивительно. Стоит лишь вспомнить имена актрис, царствовавших в то время на экранах: Джоан Кроуфорд, Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Мэй Вест – естественно, девушки всего мира хотели им подражать. А как иначе?
Именно Голливуду мир моды обязан роскошными платьями 30-х годов. Чем тяжелее становилось существовать обычным людям, чем сложнее была жизнь – тем ярче и удивительнее были фильмы. Поначалу, когда цветной пленки еще не было, чтобы как-то обозначить роскошь платьев, их шили из всевозможных тканей с отливом – например, из атласа, ламэ золотого и серебряного цвета, парчи. И естественно, все это сразу же входило в моду. Примерно тогда, кстати, и появилось слово «гламур» применительно к стилю одежды. Произошло это одновременно с тем, как в моду вошли, помимо атласа и парчи, всевозможные вышивки со стразами и пайетками. А уж про умопомрачительные вырезы на спине и говорить не приходится.
С такой же скоростью в моду вошли и платья с четко обозначенной талией, длинные и очень женственные. В свое время для фильма «Летти Линтон» с Джоан Кроуфорд в главной роли костюмеры «Метро Голдвин-Майер» создали платья с расширенными юбками и пышными рукавами – и это на короткое время вернуло в моду так называемый стиль неоромантизма. Немало поспособствовал этому и фильм «Унесенные ветром» с Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях. Кстати, возвращению неоромантизма помогла и коронация в конце 30-х годов Генриха VI на престол Великобритании. Тогда английский модельер Норманн Хартнелл придумал для торжеств целую коллекцию платьев в стиле Чарльза Ворта 1860-х годов.
Но вернемся к Голливуду. Помимо роскошных вечерних платьев, в которых блистали актрисы «фабрики грез», именно под его влиянием сложились особенности макияжа тех лет. Чего стоят лишь брови-«ниточки», которые обожала Марлен Дитрих. В то время считалось, что подобная линия бровей придает лицу выражение удивленности – и, соответственно загадочности: ведь никто не знает, чему же конкретно удивилась девушка. Кроме того, окончательную победу, благодаря фильмам, одерживает светлый цвет волос. Девушки тогда так отчаянно меняли его, что в ходу была даже шутка: «Ничто так не красит женщину, как перекись водорода». Ну и, конечно же, сами прически были также взяты у знаменитых киноактрис. Волнистые волосы с косым пробором, а также прическа «пикабу» (когда волосы свободно падают на плечи, а одна прядь прикрывает глаз) были хитами тех лет.
Эльза Скиапарелли
30-е были временем заката многих модных домов. Так, например, закрылась мастерская знаменитого и крайне талантливого Поля Пуарэ. Однако места «вершителей модного мира» долго пустовать не могут, и вскоре на место нескольких прежних модельеров пришла целая плеяда новых. Именно в 30-е активно работает Кристобаль Баленсиага, именно тогда появляется модный дом Nina Ricci, и, конечно же, в то десятилетие восходит звезда Эльзы Скиапарелли – одного из самых удивительных, на мой взгляд, дизайнеров не только своего времени, но и нашего.
Об Эльзе Скиапарелли можно говорить долго – и все равно будет казаться, что не сказал и половины от того, что нужно обязательно сказать. Чего стоит хотя бы тот факт, что первые же ее шаги в моде привели к перевороту многих устоявшихся представлений об одежде. Вплоть до середины 20-х годов, когда Эльза только начинала свою карьеру модельера, трикотаж при создании одежды использовался крайне редко и считался не слишком благородным материалом. Однако Скиапарелли всегда вальяжно и пренебрежительно относилась к канонам, и потому решила сшить из трикотажа вечернее платье. Это сегодня вязаное черное платье не представляет собой ничего особенного, но тогда – это была сенсация. В истории популяризации трикотажа Эльза вообще сыграла большую роль – это именно она, например, изобрела воротник-«хомут», актуальный и сегодня.
Каждая коллекция Эльзы Скиапарелли вызывала в мире моды неизмеримое число споров и дискуссий. И удивляться этому не приходится. Во времена, когда платья набирали длину, она представила публике раздельный купальник. Когда все еще ценили драгоценности, Эльза решительно использовала в своих коллекциях бижутерию. Кстати, бижутерия Скиапарелли удивительна. Причем удивительна она прежде всего тем, что и сегодня была бы крайне актуальна. Например, бусы, собранные из разноцветных жуков и бабочек, можно представить себе продающимися в Topshop, а ожерелье, состоящее из таблеток аспирина, – в каком-нибудь редком шоу-руме.
Эльза Скиапарелли ввела в моду так называемый «шокирующий цвет» – фуксию. Когда в свое время публика увидела платья, исполненные в этом цвете, она была в буквальном смысле поражена – хотя бы потому, что розовый тогда считался (да и сейчас отчасти) крайне вульгарным цветом. Но Скиапарелли не боялась ничего. Она создала шляпки в виде отбивных, в виде туфель, в виде голов различных животных, а у ее перчаток были ярко-красные металлические ногти. Однако, безусловно, в создании платьев она превзошла саму себя. Так, например, у одного из них были отчетливо видны ребра и позвоночник. На другом же платье «плавает» омар. Что уж говорить о моделях с принтом из разноцветных бабочек! Все это, слегка переосмысленное, сегодня запросто можно увидеть в магазинах одежды. Кроме того, я полагаю, что если бы Lady Gaga жила в то время или Эльза Скиапарелли – в нынешнее, они составили бы прекрасный творческий дуэт.
Перечислять все прочие нововведения этого модельера можно долго: помимо принтов в виде бабочек, она ввела в моду и этнические принты, а в одной из ее коллекций рисунки на платьях были скопированы с татуировок моряков. В общем, Эльза Скиапарелли была верной своему воображению до самого конца – в прямом смысле этого слова. Ее даже похоронили в платье цвета фуксии, который она так старалась вывести на подиум.
Успех Скиапарелли длился чуть больше 10 лет. И только война прервала его. Из оккупированной Франции Эльза уезжает в Америку. После войны она вернулась и даже попыталась начать все сначала, однако время было уже другим, и наступала эпоха Кристиана Диора и его new look’а – стиля. который был противоположен стилю Скиапарелли. Однако даже после этого она не была забыта – и не забыта до сих пор. Многие современные дизайнеры признаются в любви к Скиапарелли. Франко Москино, Жан-Поль Готе, Вивьен Вествуд – все они восхищаются ей. Даже Коко Шанель, с которой они всегда соперничали, невольно признала влияние Эльзы, когда ввела в свои коллекции яркие цвета, противницей которых всегда была.
Мадлен Вионне
Мадлен Вионне – модельер, который внес огромный вклад в техническую сторону своего непростого дела. Она ввела в использование так называемый «крой по косой» – то есть когда ткань кроится не по долевой нити, а под углом 45 градусов. За счет этого платья Мадлен были, скорее, не одеждой, а продолжением человека, и в них девушки себя чувствовали очень свободно.
Свобода – это вообще основа философии Мадлен Вионне. Она восхищалась античным периодом истории и одеждой Древней Греции и Древнего Рима. И всячески старалась перенести дух того времени в современный ей мир. В отличие от основной тенденции тех лет (четкий акцент на талии, строгие формы платья), Мадлен Вионне давала женщинам почувствовать себя раскованной, не стесненной одеждой. Она говорила: когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней.
Ее платья до сих пор являются для многих загадкой. Так, например, сложнейшие драпированные модели у нее были сделаны с использованием всего одного шва, а некоторые блузы держались лишь на едином банте. Такого в истории моды, вплоть до сегодняшнего дня, кажется, еще не повторялось. И, надо сказать, Мадлен Вионне осознавала ту огромную роль, которую играла в мире моды.
Она одной из первых стала пришивать на свои платья авторские бирки и к тому же фотографировать свои работы с трех сторон, чтобы подтвердить в дальнейшем свое авторство. При этом она кокетливо заявляла, что в моде ничего не понимает и только хорошо делает свое дело: шьет платья.
Мадлен Вионне, после закрытия ее модного дома накануне войны, старость провела в безвестности. Однако ее труды не пропали даром. Кристиан Диор считает ее платья верхом искусства от-кутюр. Ее мастерством вдохновляются такие признанные мэтры, как Джон Гальяно и, конечно же, Йоджи Ямамото. Все-таки 30-е годы – время гениев от моды.
Платья в стиле 30-х годов: фотогалерея
Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?
Вы часто смотритесь в зеркало:
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.