Диалектика в цвете художника Клокова
Диалектика — философское учение о развитии движущихся и меняющихся систем. Также диалектика — это метод рассуждения, который основан на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях, и который может быть воплощен в вербальной форме и невербальной форме. Ярким представителем последней является творчество художника Алексея Клокова, которое искусствоведы называют «диалектикой в цвете».
В уникальной манере, он создает свои полотна, отображая объективные закономерности развития материи, духа и сознания. Наиболее характерными чертами его творчества являются открытый цвет, пастозный мазок, объемная фактура и глубокий символизм. Все картины художник пишет наитийно, не создавая предварительных эскизов и набросков, «по-сырому» смешивая краску непосредственно на холсте.
В основе картин художника первый закон диалектики, сформулированный немецким философом Георгом Гегелем о единстве и борьбе противоположностей, которые находятся в неразрывном единстве -- с одной стороны, взаимно исключая друг друга, а с другой стороны, взаимодействуя друг с другом. Любимой темой, которую Алексей Клоков исследует в образах и цвете, является противопоставление и сакральный союз энергий инь и ян. Проследить художественный метод его диалектического рассуждения можно на примере двух работ.
Гамбит Эванса, из серии "Гармония двоих”
Гамбит Эванса является комбинационным дебютом, изобретенным Дейвисом Эвансом, с успехом применявшимся ведущими гроссмейстерами мира. На картине художник изображает открытое начало, разворачивающееся между Мужчиной и Женщиной, в котором он и она равны в своих возможностях — их фигуры обезличены, а силуэты одинаковы.
Алексей Клоков. Гамбит Эванса. Холст, масло.
Тем не менее в этой игре автор предоставляет преимущество женщине, играющей белыми фигурами. Именно она определяет лидерство, ход игры и финал партии. В ее же компетенции передать мужчине как эти полномочия, так и лавры победы. Таким образом, художник создает идеальную партию по типу совершенства гамбита Эванса. "Думающие" позы героев указывают на взвешенность и осмысленность их решений, в которых женщина побеждает при любом раскладе — как самостоятельный игрок или спутница мужчины.
Магия четырех стихий
Основной сюжет картины разворачивается вокруг четырех первоэлементов — воздуха (небо), воды (море), земли (песочный берег) и огня (женская фигура как метафора горящей свечи). Изображая их в виде умиротворенного пейзажа художник выстраивает композицию так, что эти стихии находятся в естественно-гармоничном взаимодействии. Их энергии уравновешены и дары "открыты" зрителю: свобода от воздуха, интуиция от воды, плодородие от земли, страсть от огня.
Алексей Клоков. Магия четырех стихий. Холст, масло.
Яркая палитра переднего плана картины акцентирует особое внимание на взаимодействии элементов земли (желтый цвет) и огня (красный цвет). Диалектически, земля, как женский символ "инь", являет собой почву для проникающего в нее огня, являющего собой мужское "ян" начало. Тем самым автор художественно воплощает единение Мужчины и Женщины, перед которым открывается бескрайний простор возможностей (белый парусник, как символ надежды). Второй диалектической парой является союз воздушной (мужской) и водной (женской) стихий, сходящихся в линии горизонта. С одной стороны этот союз продолжает метафору гармоничного развития мужского и женского начал. С другой стороны, означает взаимодействие между сознательными и бессознательными структурами отдельной личности, их “созерцающей”.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.