Выбор яхты: пособие для начинающего миллионера
Усадьба на Рублевке, дом в Ницце, элегантное спортивное купе, одежда из миланских бутиков... Что еще приходит на ум, когда речь заходит о портрете современного успешного человека? Конечно же, яхта!
В последние годы в России наметился серьезный всплеск продаж разнообразной техники для отдыха на воде. Ежегодно продажи увеличиваются на 20-30% в год, причем никакие экономические кризисы на этом росте не отражаются. И небольшие катера для воскресного отдыха, и огромные морские мегаяхты расходятся, как горячие пирожки.
Даже при характерном для нашей страны менталитете, когда в метро можно встретить студента в футболке D&G, купленной на сэкономленные с трех стипендий деньги, или разъезжающих на автомобилях бизнес-класса, но не имеющих своего жилья менеджеров, собственная яхта остается уделом особого круга - клуба состоятельных гедонистов, общества по-настоящему респектабельных людей .
Кто же они, эти избранные? Какие тренды в строительстве яхт наиболее актуальны сегодня? Во что обходится содержание судна его владельцу? За ответами на эти вопросы корреспондент FashionTime отправился на Московский фестиваль яхт, где побеседовал с эксклюзивным представителем компании «Wendy marine» - одной из известнейших судоверфей Норвегии - Михаилом Ульяновым.
FashionTime: Михаил, давайте начнем нашу беседу с определения того, что такое современная яхта, какие, собственно, яхты бывают, и почему зачастую огромные корабли, больше похожие на Титаник, называют «яхтами», ведь в представлении большинства людей яхта - это небольшое судно с парусом.
Михаил Ульянов: Начну с того, что сегодня обладание собственной яхтой, наряду с личным самолетом, - верное свидетельство принадлежности человека к политической или экономической элите. Владельцы яхт - люди, знающие толк в жизни и готовые оплачивать свой премиальный статус. Обсуждение того, кто на каких яхтах провел свой отпуск, стало одной из самых популярных тем в кругах российских сибаритов, а о характеристиках новой яхты губернатора Чукотки и вовсе не знает только ленивый.
Под понятие «яхта» действительно подпадает и десятиметровое парусное судно, и стометровый круизер. Кардинальные различия зависят от того, чем яхта приводится в движение. Это либо парус - и тогда яхта является «парусной», либо двигатель - и, как следствие, ее называют «моторной». Моторные, в свою очередь, делятся на глиссирующие (развивают высокую скорость и оптимальны для прогулок «выходного дня) и водоизмещающие (в основном, морские круизеры). Судоверфи обычно специализируются либо на парусных, либо на моторных яхтах, хотя есть компании, производящие и те, и другие суда. Так сложилось, что в России парусный яхтинг не так популярен, хотя в последнее время и в этой области наметилось заметное оживление. Поэтому львиная доля приобретаемых в нашей стране яхт - моторные.
FashionTime: Насколько отдых на воде популярен в мире?
Михаил Ульянов: Очень популярен! Достаточно сказать, что только в США насчитывается около трех тысяч яхтенных брендов, а в одном из городов Италии мирно сосуществуют семьдесят шесть производителей! Да и на российском рынке на нынешний день представлено более ста компаний
FashionTime: Яхтинг подвержен моде? Если да, расскажите о последних тенденциях.
Михаил Ульянов: Вообще то яхтинг достаточно консервативен. В отличие от автомобильной промышленности новые веяния в дизайне яхт появляются с периодичностью в 10-15 лет. В последнее время очевидным трендом стала мода на мощные спортивные яхты, они становятся еще быстрее и еще шикарнее.
FashionTime: Почему яхты столь дороги?
Михаил Ульянов: И для постройки яхт, и для их отделки применяются новейшие эксклюзивные материалы и технологии. Судостроение достаточно наукоемко и требует крайне серьезного отношения. Корпус лодки выдерживает огромные динамические нагрузки. Случалось, что легкомысленное отношение некоторых судостроителей к производству яхты приводило к тому, что корпус банально трескался на хорошей волне. Производителей яхтенного оборудования в силу очень жестких требований и высочайшей надежности их продукции тоже можно перечесть по пальцам. А уж про отделку и говорить нечего - роскошь во всех ее проявлениях - натуральная кожа, тик, красное дерево, мрамор, дорогостоящие сплавы.
FashionTime: Что ждет новоиспеченного владельца? Говорят, содержание яхты - дело не мене затратное, чем ее покупка...
Михаил Ульянов: Расходы на содержание составляют около десяти процентов от стоимости лодки. На зиму яхты поднимают из воды и «консервируют», а летом яхта нуждается в экипаже. Хранят их, как правило, в эллингах. Поэтому владелец подобного судна тратит не меньше двадцати тысяч условных единиц в год, даже если яхта вообще не будет трогаться с места. Особая статья расходов - топливо. К примеру, вот эта пятнадцатиметровая лодка, на которой мы с вами сейчас находимся, за двенадцать часов потребляет около двух тонн горючего. Да и налог на роскошь в России один из самых высоких в мире - 30 %. Так что, если ваш знакомый владеет яхтой, то жаловаться на бедность ему точно не стоит. Кстати, в жизни российских судовладельцев есть один казус. Лодку требуется поставить на учет в военкомат! Видимо, для использования в случае войны в качестве торпедного катера.
FashionTime: А как обстоит дело с инфраструктурой? Я слышал, что некоторое время назад с этим в Москве были серьезные трудности.
Михаил Ульянов: Сейчас ситуация изменилась. Яхт-клубы растут как грибы. Марины (оборудованные «паркинги» для яхт) выместили почти все пляжи с берегов Москва-реки и водохранилищ. Так что, ни со стоянками, ни с заправками владельцы проблем не испытывают. Появились уникальные заведения, например, рестораны, к которым можно причалить на лодке.
FashionTime: Типичный покупатель яхты - это респектабельный господин в очках «Dupont»?
Михаил Ульянов: Совершенно необязательно. Как-то раз со словами «а можно катер посмотреть?» к нам обратился человек в тренировочных штанах, приехавший на шестой модели «жигулей». Изучил предложения, а на следующий день все на той же «шестерке» прибыл с целлофановым пакетом денег оформлять покупку.
FashionTime: Скажите, а женщины среди заказчиков есть?
Михаил Ульянов: Да, нечасто, но попадаются.
FashionTime: Наверное, их заказы отличаются особой оригинальностью. Представляю себе розовую яхту со стразами...
Михаил Ульянов: Ну, скорее, это не совсем обычные женщины. Как правило, они знакомы с яхтингом не понаслышке и у них с крепкое морское рукопожатие.
FashionTime: Наверняка российский рынок в области яхтинга отличается от мирового?
Михаил Ульянов: Конечно. Начнем с того, что в России принято заказывать лодки в самых максимальных комплектациях. Причем иногда эти желания принимают довольно курьезные формы, например, один из клиентов на пятнадцатиметровой яхте заказал восемь холодильников. Еще иностранцев поражают огромные трехпалубные яхты в московских яхт-клубах. Кстати зачастую они вообще не отходят от пирса, поскольку используются владельцами практически исключительно для проведения вечеринок.
Сейчас у российской элиты принято иметь по две яхты - одну в Москве (причем зачастую, это немаленькое морское судно) и одну где-нибудь на Средиземном или Адриатическом море. Каждая яхта - изделие штучное, исключительно индивидуальное, построенное с учетом пожеланий самой искушенной и рафинированной публики. Поэтому производитель не удивляется ничему и готов выполнить практически любое пожелание клиента. Каждый владелец пытается привнести в конструкцию и дизайн какую-нибудь «фишку». Именно так появляются лодки с вертолетными площадками, интегрированными подводными лодками, прозрачными вставками в днище или танцполами. Зачастую к проектированию привлекают маститых дизайнеров уровня Филиппа Старка. Кстати, срок исполнения заказа на небольшие яхты составляет в среднем около девяти месяцев, так что, это фактически появление на свет нового существа.
FashionTime: Есть какие-то особенности, присущие национальным яхтенным судоверфям?
Михаил Ульянов: Лучшие яхты производят в Англии, Италии, Голландии, Норвегии, Германии. Чуть попроще американские, корейские лодки, суда производства Объединенных Арабских Эмиратов. Недавно появились китайские и российские производители, но качество их продукции пока оставляет желать лучшего. Итальянские яхты отличаются самым изысканным дизайном, а норвежские славятся потрясающей мореходностью и высочайшим качеством изготовления.
FashionTime: Возвращаясь к вопросу о качестве, как же будут существовать продавцы яхт при вступивших в силу Поправках в Закон о защите прав потребителя (напомним, что в случае, если товар находился в ремонте более 40 дней в течение года, вы в праве потребовать возврат его полной стоимости)?
Михаил Ульянов: Мы спокойны за качество наших судов, это «конек» норвежских судостроителей. О прочности наших лодок может свидетельствовать занятный случай, когда один из клиентов на полном ходу в темноте «выскочил» на берег. Яхта не пострадала, равно как и владелец, хотя такой способ покидать воду мы своим клиентам не рекомендуем.
FashionTime: А как яхты чувствуют себя в российских реалиях, проектируются-то они для плавания по теплым европейским морям?
Михаил Ульянов: Я бы так не сказал. Климат в Скандинавии не слишком отличается от нашего. Яхты полностью приспособлены даже к околонулевым температурам (например, помимо мощной системы кондиционирования имеется еще автономный отопитель), а корпус и вовсе способен выдерживать -50 градусов. На лодке имеется все необходимое: от прекрасно оборудованных кают, до современных систем связи и жизнеобеспечения. Есть даже опреснитель, так что, пока на борту есть топливо, ничто не может помешать вип-персонам наслаждаться путешествием.
FashionTime: Не могу удержаться от вопроса - сможет ли владелец яхты на борту читать любимый FashionTime?
Михаил Ульянов: Конечно. В каждую каюту подведен Интернет и спутниковая связь!
FashionTime: Многие ли управляют принадлежащим им судном лично?
Михаил Ульянов: Да, многим это доставляет удовольствие. К примеру, хозяин лодки, на которой мы с вами находимся, с удовольствием сам встает за штурвал. Есть примеры среди людей, купивших яхту, и со временем ставших настоящими энтузиастами. Некоторые наши клиенты сами того не ожидая становятся истинными фанатами, посвящающими этому делу массу своего времени и средств.
FashionTime: Поскольку для многих покупка яхты - дело, с которым они сталкиваются впервые, - не возникает ли у новичков проблем с поиском места швартовки и хранения, с обслуживанием?
Михаил Ульянов: Абсолютно никаких! Ведь яхта - предмет роскоши, поэтому и подход к клиенту абсолютно эксклюзивный и максимально индивидуальный. Компания, продавшая судно, готова взять на себя все проблемы по его эксплуатации, начиная от поиска яхт-клуба, заканчивая наймом экипажа.
FashionTime: Благодарю за беседу, Михаил! FashionTime желает Вам удачи в столь интересном бизнесе!
Михаил Ульянов: Спасибо!
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.