Легенда модельного бизнеса Елена Ермолаева: 20 лет успеха
Время публикации: 29 Ноября 2011
В этом году директор модельного агентства Point Елена Ермолаева отмечает 20 лет своей профессиональной карьеры – ровно столько, сколько исполнилось модельному бизнесу в России. Легенда мира моды, сегодня Елена возглавляет одно из крупнейших агентств отрасли – Point. В эксклюзивном интервью издателю FashionTime.ru Александру Куликову она рассказала о том, как судьба привела ее в эту сферу, открыла секреты управления модельным агентством и поделилась планами на будущее.
– Здравствуйте, Елена! Первый мой вопрос – о том, как судьба привела Вас в модельный бизнес. Планировали ли Вы свою карьеру – или попали в этот бизнес случайно?
– Это вышло случайно, в 91-м году. Мой супруг, Андрей Мановцев, был очень известным стилистом, работал для многих модных журналов. К нам домой постоянно приезжали фотографы, модели, дизайнеры – люди моды, которые составляли мое окружение.
К 91-му году произошло событие, с которого начинается моя карьера, – развалилось агентство-школа моделей «Ама». Все девчонки, которые состояли в базе агентства, были моими приятельницами. Как-то они приехали ко мне и за кухонными разговорами предложили создать для них новое агентство, став руководителем. Конечно, к этому времени я уже неплохо ориентировалась в модном мире, но не в модельном бизнесе! О нем в СССР никто не имел понятия, опыта не было, и все «бизнесы» строились на каких-то идеях, концепциях, которые разрабатывались на ходу.
Словом, мы вместе с моим близким другом, который впоследствии стал и моим партнером, Димой Свищевым, открыли агентство Modus Vivendis – начинали с небольшой комнатки, которую Дима отдал под наше новое дело. Параллельно с этим мы пытались выйти на модный рынок со своим магазином: съездили в Италию, купили качественные вещи. Но быстро поняли, что торговля не для нас.
– Вы сразу поняли, что это Ваше?
– Я по сути организатор. Эти способности проявлялись с самого детства – я была активным пионером, комсомольцем, ездила в разные лагеря пионерского актива, входила в какие-то дружины, постоянно что-то придумывала, ввязывалась в какие-то программы. И оказалось, что принципы руководства модельным агентством не отличаются от принципов руководства любой другой компанией. Надо просто быть хорошим руководителем.
Конечно, я быстро научилась – ведь рядом со мной был опытный человек, разбирающийся в лицах, в дизайнерах и в моде в целом. Но научиться руководить, по моему мнению, невозможно: руководителем нужно родиться. Люди-руководители имеют один важный навык – организовывать. Главное – набрать команду профессионалов и правильно организовать их работу.
Что еще нужно руководителю? Быть в теме. Сейчас это несложно, ведь в век Интернета любую информацию можно освоить быстро и просто. Тогда же, в 90-е годы, никакой «правильной» информации о том, как организовывать модельный бизнес, не было. Но все же агентство – это не сталелитейный завод со всеми тонкостями и деталями. Хотя порой мне кажется, что я и заводом бы смогла руководить!
Естественно, за столько лет пришло интуитивное понимание моды, направлений; я стала разбираться в лицах, чувствовать тонкости.
– Какой типаж сегодня востребован на модельном рынке?
– На самом деле не существует такого понятия – «востребованность типажей в модельном бизнесе». Вопрос неверен, поскольку каждому заказчику нужен свой типаж. Нет такого, что одни девочки работали больше, а другие меньше. Каждой стране мира, в которую мы отправляем работать моделей, требуется свое лицо. И никогда агентство не будет брать девочку, какой бы красавицей она ни была, если ее ниша уже занята.
Идеального модного типажа сейчас не существует. Это – одна из модельных легенд. Образы Твигги, супермоделей 90-х, безусловно, запомнились. Но это именно имена, а не востребованные типажи.
– Насколько русские модели сегодня востребованы в западном мире моды?
– Наши девочки всегда были востребованы на Западе. Начиная с 20-х годов XX века, когда русские княгини из среды иммигрантов работали для показов Dior. Голубая кровь, стать, интеллигентная благородная красота – все это по сей день привлекает западные агентства. В русских намешано столько кровей, что выделить некий «русский» типаж просто невозможно.
– Расскажите о принципиальных различиях в работе российских и западных модельных агентств.
– Сегодня принципиальных различий нет. Конечно, в те годы, когда эта индустрия в России только развивалась, мы очень отличались от наших коллег с Запада. Не была развита реклама, не был развит рынок глянцевых изданий, модной индустрии как таковой просто не было. Два-три дизайнера с именами на всю страну, со своими моделями, общесоюзный дом моделей со штатом из 10–15 манекенщиц – вот и вся модельная система.
Сейчас рынок настолько развит, что российские агентства по механизмам не отличаются от агентств западных. Вернее, одно отличие есть – очень низкие гонорары моделей.
– Насколько реально новому модельному агентству закрепиться в этой сфере при нынешних условиях функционирования бизнеса?
– Практически нереально. Здесь сыграла свою роль огромная конкуренция – по неофициальным данным, в Москве расположены более 150 модельных агентств. Но реально действующих на рынке – не более 10 агентств, по-настоящему востребованных, работающих. Для новых агентств работы практически нет. Все крупные издания сотрудничают с крупными компаниями. Проникнуть на рынок очень сложно: нужно набрать базу моделей, модели же стремятся попасть в более или менее раскрученные агентства.
В этом основная сложность для новичков. Агентству Point в этом году 10 лет, Modus Vivendis – 20 лет. Агентства, которые так давно и прочно сидят на рынке, востребованы прежде всего. Они завоевали своего клиента и свою территорию.
– Скажите, что прежде всего Вы видите в девушке, когда понимаете, что она – перспективная модель?
– Прежде всего, нужно понимать, что одной красоты недостаточно. От девочки должна идти энергетика, обычно это очень чувствуется. Случается, что я вижу перед собой девочку, которую сложно назвать красивой, но в ней есть что-то такое, какая-то изюминка. Часто я вижу это своим внутренним взглядом, интуитивно.
Менеджеры, которые давно работают в нашем агентстве, видят девушек и сразу понимают, будут ли они работать. Кстати, очень важно, как девушка говорит – несмотря на вечный стереотип о том, что для модели важна только внешность. Правильный взгляд, манеры, воспитание помогают модели строить свою карьеру. Лишние, простите за сленг, понты, зажатость, излишняя эмоциональность – все это отпугивает клиентов.
За столько лет я научилась видеть девочек-моделей, у меня глаз на них. Могу даже не приглядываться, пройдусь по лестнице мимо толпы и сразу скажу, кто из них станет моделью, а кто нет.
– Кто из Ваших подопечных добился наиболее впечатляющих успехов?
– Даже если я перечислю Вам все фамилии, эта информация ничего Вам не даст. Эра топ-моделей, чьи имена весь мир выучил в 90-е годы, прошла. Сегодня успешная модель – это необязательно модель с именем. Все мои девочки, которые работают на Западе, неизвестны здесь.
Тут сказывается общий подход – у нас не раскручивают моделей, и модельные имена ни в России, ни в мире никому не известны. Естественно, исключая те единицы, которые уже давно стали не просто моделями. Многие наши девочки работают на Западе, и работают очень удачно. И мы всегда уделяем их успехам внимание, рассказывая о них на сайте агентства.
– Расскажите о социальной связке «агентство – модель». Какие гарантии дает модельное агентство своим девушкам?
– Все просто: мы полностью представляем интересы модели. Мы тщательно изучаем ту работу, на которую мы ее отправляем, изучаем заказчиков, организуем хорошие условия съемок, примерок. И естественно, мы постоянно «двигаем» своих девчонок, заключаем контракты. Мы – представители модели, ее социальный и юридический гарант. Мы полностью защищаем ее права.
– Можно ли назвать Ваше агентство большой семьей, в который каждый ответственен за каждого?
– Девочки-модели сейчас изменились. Раньше они были чище, преданней, ответственней, чем сейчас. Сегодня бизнес поменялся – стал более массовым, более открытым. Сложно поддерживать семейную, доверительную атмосферу, когда в твоем агентстве 500 человек. И если раньше мы боролись за каждую модель, сейчас уже модели борются за место в агентстве. Если кто-то по три-четыре раза не приходит на кастинг, мы уже не звоним этому человеку. Естественно, в таких условиях сложно создать семью.
– Елена, в чем проявляются принципиальные изменения, которые претерпел российский модельный бизнес за последнее время?
– Раньше мир моды был закрытым, доступным не для всех, именно «семейным». Все, кто был в него вхож, знали друг друга лично, плотно общались, сотрудничали. Как раз в 90-е годы стали появляться дизайнеры, которые выпускали свои коллекции, – их было 10–15 человек; естественно, мы знали каждого в лицо. Было так: ты приходишь на показ, садишься в первый ряд и оказываешься среди друзей и знакомых – редакторов журналов, стилистов, визажистов, фотографов, журналистов. Людей «с улицы» в зале практически не было.
Сейчас, посещая показы Недели моды, лично я, человек, который из этой индустрии не уходил никогда, не знаю никого, кто сидит на первых рядах. По пальцам я могу пересчитать тех, кто действительно работает в этом бизнесе. Особенно ушли с показов стилисты – теперь они сидят в Интернете и обрабатывают всю нужную им информацию дистанционно.
Полностью изменилась вся тусовка моды. Во всем мире она достаточно закрытая, элитарная. У нас, в России, тусовка значительно расширилась за счет спонсоров показов. Это для меня – самое крупное, ощутимое изменение. По моему мнению, этот мир должен быть эксклюзивным, труднодоступным, закрытым.
В целом изменились взаимоотношения людей в этой сфере, они стали более коммерческими, денежными. Раньше все дела делались по знакомству, по дружбе. Сейчас коммерческая составляющая отношений – на первом плане, и это, я считаю, очень плохо. Деньги можно заработать при помощи заказчиков, клиентов, остальные же коммуникации могут и должны быть дружественными. Ушла семейственность модельного бизнеса. И мне очень жаль.
И конечно, поменялись модели. Девочки стали просто неуправляемые. Раньше все они пытались делать карьеру, у кого-то получалось, у кого-то нет, и это нормально. Но по крайней мере, видно было желание, стремление, напор. Они могли работать бесплатно, понимая, что журнальная съемка – это великолепный вклад в портфолио.
Сейчас первый вопрос молодой девушки, приехавшей покорять столицу, о том, сколько ей будут платить. Она еще ничего не добилась, не наработала опыта, но уверена, что, обладая хорошеньким личиком, она уже востребована. И вот такой девочке менеджер предлагает съемку в журнале, с хорошим фотографом, для бука. И снова: «Сколько платят?» Не «Кто фотограф?», не «Какой кастинг?», не «Какой дизайнер?», а именно так.
– Елена, каковы Ваши принципы ведения и организации работы Point?
– Первое – коллектив. Мы должны держаться друг за друга, работать в связке, помнить о человеческом отношении, о том, что мы в какой-то мере воспитатели, учителя для молодых девочек-моделей. Ни в коем случае я не позволяю менеджерам относиться к девочкам как к товару, который нужно «пихнуть».
И конечно, это чистые руки. Несмотря на то, что сейчас модельная отрасль расширена, все знают всех, и никогда нельзя допустить нечистоплотности, необязательности в работе.
– Каким Вы видите агентство Point в будущем? Каковы Ваши планы, стремления?
– На внутреннем рынке мы уже достигли своего потолка, поэтому пришло время выходить на внешний рынок. Уже сейчас мы открываем свои представительства в Гонконге и Шанхае. Это одно из самых перспективных направлений, и уже в феврале мы стартуем в Гонконге. После Азии мы будем осваивать Европу и Америку, в перспективе я хочу создать до 10 филиалов по всему миру.
Если все получится, это будет прецедент - никто из московских агентств не имеет заграничных филиалов, поскольку это по-настоящему сложно. Надеюсь, у нас все выйдет!
Сайт модельного агентства Point: www.pointmodel.com
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.