Muse "The 2nd Law" (WMG)
Время публикации: 11 Октября 2012
К группе Muse нет никаких вопросов, кроме одного: как долго? Как долго это будет продолжаться? Удивят ли эти парни наконец или так и будут смешивать в разных пропорциях элементы большого стиля? Нюанс в том, что, беря все новые и новые высоты в части форм, Muse откровенно пренебрегает содержанием. Вернее, оно есть, содержание, и даже больше, игры в концепции, но к осмысленности это никак не относится.
Но вернемся к новому альбому и новациям вообще. «Пришло время двигаться дальше и делать что-то, радикально отличающееся от прежних пластинок», – говорили музыканты перед записью The 2nd Law. Не то чтобы в это верилось, но хотя бы вселяло надежду. Затем, когда работа началась, Мэтт Беллами сообщил в «Твиттере», что новый альбом – «христианская гангста-рэп-джаз-одиссея, дабстеп, металл-фламенко-психоделия». Подобная характеристика не удивляла. Кому, как ни Muse, жонглировать жанрами, (наивно) предполагая, что их смешение может еще кого-то удивить. Любой из указанных Беллами жанров легко заменяем на что угодно, смысл от этого не пострадает, так как его попросту нет. Обычное терминологическое словоблудие.
Но вернемся к новому альбому и новациям вообще. «Пришло время двигаться дальше и делать что-то, радикально отличающееся от прежних пластинок», – говорили музыканты перед записью The 2nd Law. Не то чтобы в это верилось, но хотя бы вселяло надежду. Затем, когда работа началась, Мэтт Беллами сообщил в «Твиттере», что новый альбом – «христианская гангста-рэп-джаз-одиссея, дабстеп, металл-фламенко-психоделия». Подобная характеристика не удивляла. Кому, как ни Muse, жонглировать жанрами, (наивно) предполагая, что их смешение может еще кого-то удивить. Любой из указанных Беллами жанров легко заменяем на что угодно, смысл от этого не пострадает, так как его попросту нет. Обычное терминологическое словоблудие.
И вот альбом вышел. Что мы имеем? То же, что и всегда, по крайней мере в главном.
Рецензентам, пишущим о Muse, сложно поразить читателя, зато элементарно описывать услышанное. Все имена – на поверхности: Queen, Radiohead, U2, Led Zeppelin, Чайковский, Рахманинов. Эпичность, эпичность, еще раз эпичность. В связи с The 2nd Law есть резон вспомнить также Дэвида Боуи, Жана-Мишель Жарра, Принса, INXS и что-нибудь из AOR-рока, глупой музыки для взрослых – Rush или там Badfinger, а лучше даже Meat Loaf.
Идеально же подходящий ключ к The 2nd Law – имя Майкла Бэя. Голливудский креатор, творец «Армагеддона» и «Трансформеров», чей творческий почерк – соорудить САМОЕ БОЛЬШОЕ, а затем с детской радостью разрушить на максимальной громкости. Вот кровный брат Muse и особенно их новой пластинки.
Первыми же аккордами Muse наступает чугунной пятой на уши, давая понять, что разговор будет серьезный, на мелочи никто размениваться не намерен и каждое слово в их песнях пишется с большой буквы. В открывающей Supremacy действительно есть дух фильмов про Джеймса Бонда (об этом говорил накануне выхода пластинки барабанщик Доменик Ховард), правда, густо замешанный на Led Zeppelin.
Следующая за ней Madness, которую Крис Мартин из Coldplay нарек лучшей песней Muse за всю их карьеру, очевидно, предполагает камерность. Пресловутый дабстеп, разговоры о присутствии которого в The 2nd Law успели утомить задолго до выхода, заявляет о себе бульканием и, в общем, больше ничем. Сама же вещица, продолжая начатые в предыдущих пластинках эксперименты с поп-форматом, неизбежно скатывается к Queen. Где-то рядом маячит I Want to Break Free, и Беллами не лишает нас надежды, запиливая соло ну совершенно в духе. Песня, однако, хороша, и даже тень Боно ее не портит.
Также хороша Panic Station под номером 3, в которой Muse мешает хард и фанк, Принса и Scissor Sisters, утверждая тем самым, насколько ничтожна разница между классическим рок-каноном и легкомысленными плясками в гей-клубе. Все едино, сообщает нам группа, и, похоже, слушатель должен принять это за откровение.
Впрочем, приоритеты (читай Queen и русскую классику) никто не отменял. Поэтому, разыгравшись на минутной Prelude, Muse выдает Survival – вещь, визуальным эквивалентом которой может быть любой высотный монумент. Мощь, отлитая в камне, застывшая абсолютная величина. Правда, вместо статики Survival аккомпанировала движению, став официальным гимном недавней Олимпиады в Лондоне. С другой стороны, масштабы у них вполне сходны, так что противоречия здесь нет.
Follow me предполагает относительные танцы. В ней снова что-то искрится и булькает, но в памяти остается лишь утомительный рефрен. Еще Follow me уместна в репертуаре Филиппа Киркорова, и это не оскорбление, а констатация очевидной близости стиля.
Про Animals только ленивый не написал, что это Radiohead. Мы не напишем, ибо это приличная вещь с внятной гитарой и издевательски громким финалом.
Из Explorers (ничего особенного), Big Freeze (здравствуй, Боно), Save Me (здравствуй, грусть) и Liquid State хочется особо выделить последнюю, зловещий рифф которой производит верное впечатление.
И на закуску – два высококалорийных десерта, пьесы The 2nd Law: Unsustainable и The 2nd Law: Isolated System. И если …System – скромный (по меркам Muse) штрих, более уместный на пластинке Pet Shop Boys Nightlife, то Unsustainable – это основательная часть полотна под названием The 2nd Law, квинтэссенция, так сказать.
Muse записала достаточное количество альбомов. И все бы ничего, все весьма занятно, только хочется понять: им действительно есть что сказать или это пафос как таковой? Обозреватель Guardian, резюмируя The 2nd Law, написал: «Никто из великих, с кем сравнивают Muse, не смог достичь той же стадии нелепости. Muse добились того, чего хотела достичь группа Darkness (были такие клоуны-клоны из Новой Зеландии, изображавшие глэм-рок) – делать музыку, которая забавна, но почему-то несмешна».
Его коллега из Pitchfork сравнил Беллами с Боно в роли Бэтмена: «Он чертовски искренен в своих переживаниях о судьбе планеты, только в этих его рефлексиях не остается места юмору». Ну это как посмотреть. Для юмора в группе есть барабанщик Доменик Ховард. «Кто-то должен быть лучшей группой в мире. Почему не мы?» – сказал он в интервью Telegraph. Отличная шутка, Дом.
Если же серьезно, то The 2nd Law – настоящий стопроцентный блокбастер (что подтверждают цифры продаж пластинки). А в блокбастерах никто не ищет глубины – их смотрят ради трюков и спецэффектов. Есть, впрочем, приятные исключения в виде той же бэтменианы. В этом смысле наилучший способ для Muse – стать чем-то другим, придать себе хоть какой-то смысл. Это смотреть не только по сторонам, но и внутрь себя. Превратиться из Майкла Бэя в Кристофера Нолана.
Оценка:
★★★★☆
Лучшие песни:
– Supremacy
– Panic Station
– Animals
– Liquid State
Факты:
– Шумы, звучащие в начале песни Follow Me, – это сердцебиение новорожденного сына Беллами Бинга.
– The 2nd Law с ходу занял первое место в британском хит-параде. В США пластинка дебютировала на 2-й позиции.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.