«Ма Ма»: рецензия FashionTime.ru
Давно известно, что беда одна не приходит. Обычно она захватывает с собой парочку мерзких приятелей: разочарование, отчаяние, горе, смерть. Можно ли встретить этот девятый вал с достоинством и выйти сухим из воды?
Магда (Пенелопа Крус), женщина невероятной красоты и обаяния, жена, мать, подруга — все, как полагается — неожиданно сталкивается со страшной болезнью: доктор диагностирует у нее рак правой молочной железы. Небольшая опухоль вмешивается в мерное, даже довольно счастливое течение ее жизни.
Несмотря на то что муж Магды, университетский профессор, не так давно отправился философствовать с молоденькой студенткой куда-то на морское побережье, а кризис отнял любимую работу, она спокойно и уверенно продолжает творить домашнюю магию, окружая единственного сына Дени любовью и заботой.
Совершенно случайно (если вообще можно говорить о случайностях), в тот же день, когда Магда узнает о своей беде, на юношеском матче она знакомится с тренером команды «Реал Мадрид» Артуро (Луис Тосар), обратившим внимание на талантливого мальчика. Все бы ничего, но ящик Пандоры уже открылся: недолгая беседа прерывается телефонным звонком, из которого Артуро узнает о гибели дочери и предсмертном состоянии жены. Теперь оба — Магда и Артуро — оказываются под куполом несчастий, готовым вот-вот обрушится и утащить их в бездну. Рука об руку они проходят бесчисленные испытания, но кто кому подставляет плечо — большой вопрос.
Испанский режиссер Хулио Медем не в первый раз снимает фильм-посвящение. В 2007 году он представил зрителям «Беспокойную Анну» — дань памяти сестре-художнице, погибшей в автокатастрофе. Через новую картину «Ма Ма» Медем обращается ко всем женщинам. Получается этакое художественное предупреждение, символическое и вербальное. Магда обнаруживает уплотнение в груди почти сразу, а к доктору приходит только через два месяца; ей предстоит выслушать свой приговор и лекцию о ранней диагностике рака, а зрительницам — принять к сведению и сделать выводы.
Но «Ма Ма», конечно, лента не столь узконаправленная и одними поучениями (в хорошем смысле этого слова) не обходится.
Медем создает настоящую оду всем женщинам, сильным, чуть ли не всемогущим существам, которые могут договориться с чем угодно и с кем угодно. В том числе и с болезнью. Формально «Ма Ма» делится на две неравнозначные по времени и по нагруженности событиями части, которые можно обозначить как «до» и «после».
Именно это «после» заключает в себе все, что делает Медема Медемом, таким странным, ускользающим и затягивающим.
Его герои живут по особенной схеме, вроде бы похожей на жизнь, но все-таки немного не такой. Схема эта вызывает несколько неожиданную, но настойчивую ассоциацию с миром Дэвида Линча, но в упрощенном варианте: тут и сюрреалистические видения, и медсестра, невесомая и сияющая, точно ангел, и преувеличенно жизнерадостные песни, которые, кажется, вот-вот оборвутся, как в театре «Silencio» из линчевского «Малхолланд драйв». Вылечившаяся Магда (нет, это не спойлер) точно перемещается в сон, один из тех, что ей привиделись в медикаментозном бреду. Поблекшая реальность вокруг нее снова насыщается красками, при этом становясь вязкой, пружинистой и — чрезвычайно податливой. Когда смерть дышит в спину, возможным становится все, и Магда делает «все» и чуточку больше.
Медем возводит женщину в культ. Его мужчины замечательные, да, они понимающие, всепрощающие, но — слабые. Когда мужчина переносит огромную потерю, он ломается. Своей беде он не может взглянуть в глаза, ни в двенадцать лет, ни в тридцать, ни в сорок. Женщина же находит в себе силы двигаться дальше, более того, она строит целую Вселенную, которая будет успешно функционировать, даже без нее, автономно. Женщина может оставить свой эгоизм до лучших времен (зная, что, возможно, они не наступят), чтобы поддержать окружающих ее мужчин.
Главная женщина картины «Ма ма» — Пенелопа Крус, безупречное олицетворение всего того, что хотел сказать режиссер, прочие слова будут лишними.
Насколько Медем промахнулся с выбором актрис для предыдущей работы «Комната в Риме», настолько он попал с Пенелопой. Набожный тренер в исполнении Луиса Тосара и поющий гинеколог Асьер Эчеандиа, кажется, восхищаются ей не меньше, чем восхитятся зрители, они толково подыгрывают ее сиянию, но затмить его не могут. Завершающим и сводящим воедино все элементы фильма ингредиентом становится музыка. Она обволакивает, создает атмосферу, уводит то в далекие снега Сибири, то в нежные морские волны.
В российском прокате «Ма ма» демонстрируется при поддержке благотворительной программы «Женское здоровье», которая занимается продвижением диагностики рака груди на ранней стадии и помощи женщинам с данным заболеванием.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.